Уже давно активно дискутируется проблема - почему одни системы дают чистый и красивый звук, в то время как другие звучат гораздо хуже, дают сильные искажения и иногда даже раздражают слушателя. Часто простые со схемотехнической точки зрения приборы звучат приятнее, чем сложные, запутанные многокаскадные системы.
Причину этого не всегда легко обнаружить, особенно в тех случаях, когда при использовании стандартных измерительных устройств обе системы оказываются одинаково хорошими. Я сознательно пишу «система», а не «Усилитель», так как совершенно недостаточно заниматься только усилителями, а среди них - только усилителями мощности. Усилители необходимо рассматривать вместе со ; взаимовлияние усилителя и громкоговорителей оказывает существенное воздействие на передаточную характеристику.
Переключение между наушниками и акустической системой требует немного больше, чем переключение переключателя, поэтому вы можете заполнить комнату впечатляющим звуком и легко отрегулировать ее обратно в наушники, чтобы избежать пробуждения членов семьи или соседей. 1-канальная карта обеспечивает качество окружающего звука с поддержкой аудиосигнала на передней панели, двухконтактным цифровым выходом и двухконтактным цифровым входом, а также позолоченными разъемами для обеспечения наилучшего возможного соединения при минимизации помех.
Необходимо помнить о выходном импедансе усилителя, который «вмешивается» в ход частотной характеристики и в демпфирование переходных процессов. Очень часто слабым звеном является не сам , а электромеханический преобразователь (динамик, звукосниматель, микрофон). Качество звучания зависит также и от того, каковы размеры и форма помещения, в котором звучит музыка, каковы его звукопоглощающие или отражающие свойства.
1-многоканальный звук лучше всего сочетается с совместимым набором громкоговорителей для максимальной производительности, но с 600-омным усилителем для наушников на борту есть множество причин, чтобы забрать хорошую пару наушников. Если игра не является вашей целью, вход с двумя микрофонами позволяет одновременно подключать сразу два микрофона, чтобы вы и друг могли петь и записывать одновременно.
1-канальная звуковая карта включает встроенный усилитель для наушников, который может поддерживать до 600 Ом для максимального качества звука. Для аудио есть несколько разных носителей. Хотя лучший способ послушать музыку - это жить, вам сложно принести свои любимые группы. Итак, что же лучше всего на самом деле там? Некоторые из вас могут вспомнить, когда появились кассеты и заменили виниловые пластинки. Конечно, мы добились больших успехов в создании музыки более переносимой, но какая среда лучше всего подходит для прослушивания аудио?
Основная цель, которой мы стремимся достичь - чтобы воспроизводимый звук был как можно ближе к исходному, естественному звучанию. При прослушивании музыки мы будем тем больше забывать о том, что звучит «механизм», чем меньше будут мешать этому различные технические причины. Воспроизводящее устройство должно ничего не добавлять (насколько это возможно) к исходному звучанию, а также ничего из него не убирать.
Виниловые записи Есть еще люди, которые держатся за свои виниловые пластинки, которые не отдают им ничего. Это связано с тем, что винил может подбирать каждую часть звуковой волны. Записи будут держать масштаб звука, и вы получите все. Если вы хотите, чтобы звук вашей музыки, тогда записи - это путь.
Нижняя сторона - это небольшая пятна пыли или царапины, создающая шум и статичность. Кассеты В то время как многие энтузиасты музыки считают кассету пленкой, чтобы смутить звуковое поле, они использовали. В то время как несколько старых автомобилей на самом деле сжимали рекорд-плеер на приборной панели, кассетам было намного легче справляться с ходом. Они были гораздо более компактными и устойчивыми к ухабистым дорогам, и каждый мог записывать их. Однако качество звука для большинства из них оставляло желать лучшего, и вы не можете забыть о ленточных компьютерах.
Для усилителя это означает, что выходной сигнал должен буквально повторять входной. Такое повторение означает, что прибор, например, проигрыватель CD или усилитель, не имеет «собственного» характерною звучания, не имеет «индивидуальности», как ее имеет, например, скрипка старого мастера (мы пока не говорим о звуковых колонках).
Кассеты были великолепны для переносимости, но мало кто думал о том, когда что-то получилось. Он не сильно поощрял людей оставлять свои кассеты и покупать их. Хотя качество звука было лучше, чем кассеты, оно все еще не держало свечу на виниловых пластинках. Это связано с тем, что цифровой файл попадал только на некоторые данные. Он зафиксировал достаточно, что большая часть населения не была обеспокоена различием.
Чем меньше файл, тем больше деталей теряется в музыке. Немногие возможности могут даже приблизиться к качеству виниловой записи. Однако с этим быстро развивающимся технологическим обществом многие готовы пожертвовать тем, что несут с собой больше своей музыки.
Жизнь показывает, что среди звукотехников очень распространены многие антинаучные теории - причем как среди технически необразованных любителей , так и среди специалистов. В наши дни очень широкое распространение получили современные суеверия, которые, к сожалению, поддерживаются средствами массовой информации и которым очень верят.
Ответ: Этот вопрос был с нами с тех пор, как записанная музыка стала доступна в нескольких форматах. Ответ требует быстрой поездки вниз по полосе памяти и взглянуть на темное искусство овладения. Появление 8-дорожечных и кассетных лент было впервые, когда формат, отличный от винила, закрепился с покупающей публикой. Между этими двумя 8-трековыми фактически был превосходный формат звучания, но обе ленты и игроки были технически ненадежны. Свободный рынок говорил, и удобная маленькая кассета выиграла день.
Проблема в том, что это звучит ужасно. Медленная скорость ленты и небольшая ширина ленты означали, что было огромное количество «заклинивания ленты». Для борьбы с проблемой были разработаны различные составы лент и схемы снижения шума. Все это, чтобы сказать, что в то время как винил и кассета правил коммерчески в 70-х и 80-х годах, не было дебатов о том, какой формат звучал лучше. Если вы серьезно относитесь к своему звуку, вы слушали винил. И это тот формат, о котором заботятся профессионалы.
В подтверждение своих теорий любители Hi-Fi очень часто ссылаются не на измерения, а на пробные прослушивания собственными ушами. Однако при субъективной оценке результатов прослушивания мы попадаем на не очень «твердую» почву. Одним людям кажется одно, другим - другое. Индивидуальные вкусы значительно различаются. Даже в случае одного и того же человека нет гарантии того, что одна и та же мелодия будет казаться звучащей всегда одинаково.
Все это начало меняться с появлением компакт-диска. Внезапно из-за порока прошивки кассетной ленты и виниловых попсов и потрескиваний было бы что-то в прошлом! Цифровое воспроизведение спасло бы всех нас от нежелательного шума в наших записях! Свободный рынок снова говорил, и индустрия записи слушала. Винил больше не был королем магазина записей. Это означало совершенно новый подход к заключительному этапу процесса записи: Освоение.
Для тех, кто не знает, мастеринг - это последняя остановка записи, прежде чем отправиться на печатный завод или в Интернет для общественного потребления. Как и на вашей стереосистеме, за исключением гораздо более подробной информации. Как только мы получим его в потребительском формате, - говорит Роберт, - мы даем клиенту справочную печать, чтобы забрать домой и послушать. Кроме того, мастеринг - это этап, на котором завершается последовательность песен, исчезает и ауты настроены, как и время между каждой песней.
На вынесение суждения о качестве звучания существенное влияние оказывает состояние в момент прослушивания, настроение и т.д. По моему мнению, при прослушивании двух или более устройств выше некоторого определенного уровня качества, право на существование имеет только т.н. и слепой тест». Полученные этим способом результаты могут быть приняты и считаться достаточно объективными.
Инженер-мастеринг также будет следить за тем, чтобы все песни на альбоме воспроизводились на одинаковом томе друг с другом, поэтому вам не нужно настраивать громкость вашего проигрывателя между каждой песней. Но самое важное для нашего обсуждения, мастеринг инженеров принимать звуковые решения, чтобы максимизировать звуковой потенциал каждого формата. Итак, теперь, когда мы знаем историю и имеем представление о том, что подразумевает освоение, мы можем посмотреть на нашу текущую ситуацию. Вопрос о том, какой из них наиболее близок к намерению художника, заключается в том, как были освоены финальные миксы.
При «слепом тесте» участники опыта не знают и даже не догадываются, какая из размещенных за занавесом установок звучит в данный момент. Поскольку «созерцание» установок не влияет на сопоставление, можно исключить предвзятость. Если в ходе опыта меняются колонки, это также должно осуществляться за занавесом. Естественно, занавес должен быть тонким, «прозрачным» для звука.
Ну, в наши дни сжатые цифровые файлы являются современным эквивалентом кассеты с точки зрения качества. Предполагая, что ваша система воспроизведения винила в приличной форме, они в среднем имеют наихудший формат звучания. Чтобы размеры файлов были небольшими и предоставили вам больше песен на цифровом устройстве воспроизведения, эти файлы сжимаются из цифровых файлов с более высоким разрешением, а затем распаковываются при прослушивании. Этот процесс ухудшает качество звука. Чем меньше вам нужны ваши файлы, тем больше они должны быть сжаты.
Участники должны один и тот же номер или его часть прослушивать неоднократно, раз за разом. Если сравниваются две установки, то рекомендуется четырехкратное прослушивание - дважды на одной установке и дважды на второй. Очередность прослушивания должен определить случай. Может случиться, что участникам придется слушать дважды подряд одно и то же. Для того чтобы они не начали, руководствуясь длиной паузы, строить догадки, произошла ли какая-либо замена или же снова будет звучать та же установка, длины пауз должны быть одинаковыми.
И чем больше сжатие файлов, тем хуже качество звука. Аналогичные проблемы имеют цифровые файлы с высоким разрешением. Хотя в этом случае их повышенное разрешение позволяет достичь уровня звукового нюанса, который будет полностью потерян в более низком качестве. Это означает, что слушатели могут упустить важные детали записи. Цифровое изображение с высоким разрешением не так популярно, как сжатый звук из-за гораздо больших размеров файлов, поэтому освоение специально для этого формата не имеет смысла с коммерческой точки зрения, хотя некоторые художники и лейблы будут иметь отдельную работу по мастерингу максимально использовать звуковые преимущества этого формата.
Необходимо строго следить за тем, чтобы громкость всегда была одинаковом; ее следует предварительно точно измерить (с помощью измерительного микрофона) и отметить положение регулятора громкости. Многие люди склонны считать лучшим то устройство, которое звучит громче. После прослушивания участники по очереди должны вынести решение - имеются ли какие-либо различия в звучании и в чем они заключаются.
Роберт говорит мне: «Мы расслабим уровень и сделаем цифровое ограничение, чтобы воспользоваться большей детализацией и динамическим диапазоном». Тем не менее, задания мастеринга высокого разрешения не являются общими, и никогда не единственная работа по мастерингу для проект.
Они имеют более высокое качество звука, чем сжатые цифровые файлы, но более низкое качество, чем файлы с высоким разрешением. Так что это формат, наиболее часто используемый во время процесса мастеринга. Из этих мастеров создаются файлы с более высоким и низким качеством. Там слишком много оборудования. Больше, чем когда-либо было для кассет.
Они должны не стесняться откровенно сказать, если кто-то таких различий не заметил. Возможно, что в обоих случаях устройства оказались одинаково хорошими или одинаково не понравились. В последнем случае причиной может быть и «несовершенство» мелодии. Окончательная оценка должна производиться с помощью законов статистики. Если какой-либо из участников дал противоречивые оценки, оценивая выше один раз одно устройство, а другой раз - второе, необходимо считать, что он не обнаруживает различий в этих устройствах. Его оценка - чистый плод воображения.
В сегодняшнем мире музыки винил - это отвращение. Современный процесс освоения окончательного сочетания для распространения на виниле очень отличается от современного цифрового формата, и существует ряд ограничений времени и звука. Например, очень низкие частоты, которые чаще встречаются в цифровых форматах, могут фактически вытолкнуть иглу из канавки записи. Это может быть увеличено за счет уменьшения объема объема для уменьшения ширины канавки; но ценой полного звукового качества музыки. Винил также не может использовать тот же уровень, что и у большинства современных цифровых мастеров.
Для уменьшения ошибки желательно использовать для прослушивания побольше участников. Увеличивает надежность оценки и проведение многократных прослушиваний с изменением очередности. При повторении эксперимента слушатели должны изменять свое положение друг относительно друга так, чтобы один и тот же человек не находился все время в одной и той же точке акустического пространства. И, наконец, полученные результаты необходимо усреднить, после чего выяснится, имеется ли какая-либо однозначная тенденция в оценке, превосходящая ошибки измерения.
Очень похоже на создание цифрового видео высокого разрешения. Затем он будет использовать этот файл для создания мастера лаков и сделать любые дальнейшие звуковые настройки необходимыми на основе звука мастера лака. Таким образом, вопрос о том, какой формат наиболее близко напоминает первоначальное намерение художника, действительно сосредотачивается вокруг того формата, который они выбрали, чтобы получить свою музыку. И если они решили освоить его для нескольких форматов, то это действительно тот, который им нравится больше всего!
Но, в конце концов, реальный вопрос - это тот, который вам нравится. Измученный звуковым вопросом и не знаю, куда обратиться? Отправить по электронной почте. Все хотят отличного высококачественного звука от своей аудиосистемы. Обычно людям нужен звук, который заполняет комнату и имеет глубокий бас, четкие высокие частоты и богатый средний диапазон. Качество звука не должно ухудшаться, когда вы поднимаете громкость, и вы, конечно же, не хотите, чтобы из динамиков выходили безумные вибрации, статическое шипение или дым!
Существует мнение, что материал жил звукочастотного кабеля динамика, их серебрение, материал изоляции, якобы, сильно сказываются на качестве звучания. Это основательно мистифицирует проблемы, связанные с этим кабелем. Ну кто, сколько-нибудь сведущий в электронике и технике передачи сигналов, поверит, что на чистоту звучания может оказывать влияние материал сетевого кабеля усилителя, его длина, скрученность и т.п.? А между тем, я сам читал об этом в попавшейся мне в руки газете «любителей Hi-Fi». Тем, кто утверждает такое, я порекомендовал бы провести «еле- пой тест» в контролируемых условиях; думаю, это многим помогло бы покончить со всевозможными фантазиями и плодами воображения.
В ваших поисках качественного звука, ватты громкоговорителей - это одна цифра, чтобы понять и рассмотреть. Другими важными значениями являются чувствительность колонок и полное гармоническое искажение. Эта статья поможет вам интерпретировать спецификации производителя, чтобы понять, что будет поставлять звуковая система.
Децибелы - это показатель громкости. Это число важно при выборе громкоговорителей, особенно если вы хотите слушать на большой громкости. Что-то вспомнить о децибелах: на каждые 10 децибел, шум в два раза громче, поэтому небольшое увеличение уровней децибелов означает большое влияние на ваши уши.
В чем суть проблемы с кабелем динамика? Сопротивление кабеля (общее сопротивление обеих жил) должно быть гораздо меньше импеданса колонок (в основном, во избежание потерь мощности). Если кабель имеет общее сопротивление 0,1 Ом. его можно считать достаточно хорошим для колонки 4 Ом; кабель с сопротивлением 0,2 Ом - для колонки 8 Ом. Получено ли такое значение серебрением жил или утолщением медных жил, по моему мнению, абсолютно безразлично. Конечно, серебро имеет меньшее удельное сопротивление, чем красная медь (0,0163 и 0,0178 Ом мм2/м).
Мощность в ваттах: Ватт - это показатель электрической мощности. Поскольку усилитель обрабатывает звук, выход измеряется в ваттах. Все динамики имеют максимальное количество ватт, с которыми они могут справиться, и производитель сообщит вам, что это такое. Удостоверьтесь, что усилитель, который вы используете, не выделяет больше энергии, чем могут работать ваши динамики, или могут быть повреждены динамики.
Обычно производители обеспечивают две величины мощности как для усилителей, так и для громкоговорителей. Номинальная мощность = то, что динамик может работать в течение длительного времени без повреждения. Пиковая мощность = то, что динамик может обрабатывать короткими очередями без повреждения. Очень хорошие динамики более чувствительны, чем колонки среднего качества, и могут подавать много звука с небольшой мощностью от усилителя. Динамикам среднего ценового диапазона требуется больше энергии для обеспечения того же объема.
Материал изоляции входит здесь в «игру» только в связи с тем обстоятельством. что емкость кабеля должна быть такой малой, чтобы импедансом нагрузки 4 Ом или 8 Ом можно было пренебречь по сравнению с емкостным импедансом кабеля. В качестве примера возьмем очень плохой кабель с емкостью 1000 пФ; тогда его емкостной импеданс даже на частотах вблизи 20 кГц будет все еще около 8000 Ом. что в тысячу раз больше импеданса колонки, и им конечно можно пренебречь.
Но обычно емкость звукочастатного кабеля среднего качества значительно меньше. А поэтому сформулированное выше условие нетрудно выполнить и без использования каких-либо особых изолирующих материалов. Согласно измерениям, обычный дешевый плоский кабель с парой медных жип 2×0,75 мм² в белой пластмассовой изоляции имеет емкость 50 пФ на единицу длины. Следовательно, емкость такого кабеля со средней длиной в 3 м равна всего лишь 150 пФ, а его сопротивление - 0,14 Ом. Если используется колонка 4 Ом, или же нужен более длинный кабель, необходимо выбрать кабель с более толстыми жилами (2×1 или 2×1,5 мм²).
У кабелей, которые используются для передачи сигналов, очень полезно скручивать обе жилы друг с другом. У витого кабеля магнитные поля двух жил взаимно компенсируются; такой кабель менее чувствителен к внешним электромагнитным полям, и, в свою очередь, сам он создает меньше помех. Естественно, и звукочастотному кабелю не повредит, если обе его жилы будут скручены вместе. Тогда тем более непонятно, почему иногда возникают помехи такой величины, что они становятся слышимыми. Чаще всего оказывается, что помехи обусловлены воздействием на провода, которые не скручены или не экранированы.
Однако, вследствие высоких уровней сигналов и низкой величины импеданса, звуковой кабель сам по себе редко таит какую-либо опасность. Необходимо обратить внимание и еще на одну действительно существенную деталь - на качество подключения кабеля, т.е. на проходное сопротивление разъемов. Это особенно важно потому, что здесь очень часто протекают большие токи. Для получения низкого значения сопротивления в этих местах, должна быть достаточная площадь соприкосновения контактирующих элементов и соответствующая величина прижимного давления.
Естественно, обращать внимание нужно на оба конца кабеля - на конец, подключаемый к усилителю, и конец, подключаемый к громкоговорителю. Теперь о проблеме с сетевым питанием. Чувствительные слаботочные устройства, в первую очередь радиоприемники, но и некоторые маломощные звукочастотные устройства (магнитофоны, проигрыватели, предусилители, микрофонные усилители) чувствительны к сетевым помехам. Поэтому оказывается полезным использование заградительных сетевых фильтров.
Помогает снизить сетевые помехи и экран между первичной и вторичной обмотками сетевого трансформатора (сделанного профессионально!). Защита от этих помех становится еще надежнее, если одновременно используются и заградительные фильтры, и экранирование. Естественно, очень важное значение имеют и конструкция самого прибора, его внутренняя структура, внутренние экраны и т.п. , поскольку они обычно имеют дело с высокими уровнями сигнала, менее чувствительны к сетевым помехам. Естественно, и здесь не повредят заградительные фильтры, однако чаще всего их использование не оправдано.
Как правило, оконечные каскады работают от нестабилизированного блока питания. Потребление тока оконечными каскадами, работающими в классе В или АВ. сильно колеблется в зависимости от величины выходного сигнала. Хорошо, если блок питания имеет малое внутреннее сопротивление, поскольку в таком случае при пиковых значениях сигнала напряжение питания уменьшается не слишком сильно. По этой же причине очень благоприятно действует буферный конденсатор большой емкости, который работает как аккумулятор энергии, помогая блоку питания отдавать в течение коротких промежутков времени пиковые токи (помимо того, что он еще осуществляет сглаживание пульсаций).
Таким образом, напряжение питания оконечного каскада колеблется в больших или меньших пределах в зависимости от величины выходного сигнала, снижаясь при пиковых его значениях. Создает ли это какие-либо иные проблемы, помимо того что будет снижаться пиковая выходная мощность усилителя? Например, мы сможем получить не 100 Вт, а 70…80 Вт. Однако если не достигать таких пиковых мощностей, то до тех пор пока усилитель не перегружается, единственным следствием изменения уровня выходного сигнала будет колебание напряжения питания, что не создает никаких искажений. Т.е., если усилитель не перегружается, изменений напряжения питания можно не замечать, поскольку усилители хорошо «переносят» такие изменения (это одна из характеристик качества усилителя).
Как правило, усилители не любят «рева» на максимальной мощности. Естественно, напряжение питания предварительных каскадов, которые управляют оконечным, должно быть отделено от напряжения питания оконечного каскада, стабилизировано, и иметь собственные фильтры. На него не должны влиять колебания напряжения питания оконечного каскада. В худшем случае такое влияние может привести к низкочастотному плаванию звука или к «иканьям» в пиках громкости.
Любители Hi-Fi зачастую намеренно не устанавливают системы токоограничения и защиты от короткого замыкания в своих усилителях, считая, что они вызывают искажения. Однако, если схема токоограничения хорошо спроектирована, она вступает в действие только вблизи максимума управляющего сигнала, где начинает обрезать пики сигнала, действительно приводя к искажениям. Но ведь для этой работы она и предназначена! Любой усилитель, который перегружается, искажает звук. До тех пор пока входной сигнал остается ниже уровня ограничения, пиковые величины выходного тока не достигают максимально допустимого значения, и хорошая схема защиты ведет себя так, как если бы ее вообще не было, и, естественно, не приводит ни к каким искажениям.
Как известно, отрицательная обратная связь - это не совсем то «чудесное» средство, с помощью которого можно по желанию как угодно уменьшать все искажения. Можно убедиться на опыте, что когда коэффициент обратной связи (петлевое усиление) превышает определенный предел, субъективно качество звучания уже больше не улучшается, а, скорее, даже ухудшается. Однако, в принципе, отрицательная обратная связь оказывает положительное влияние. Согласно теории, чем глубже обратная связь, тем больше поведение усилителя определяется цепью обратной связи и тем меньшее значение имеют характеристики самого исходного усилителя. Чаще всего в качестве цепи обратной связи используется резисторный делитель, а резисторы обычно не вызывают заметных искажений (за исключением случаев, когда их сопротивление нестабильно, зависит от напряжения или от температуры).
Имеется много причин тому, что на практике обратная связь работает не совсем так, как требует теория. При теоретическом рассмотрении отрицательной обратной связи предполагается, что сигнал обратной связи находится точно в противофазе входному сигналу, т.е. что фазовый сдвиг точно равен 180°, и, кроме того, что усилитель бесконечно быстрый, так что никаких запаздываний не возникает. На практике же эти условия выполняются только приблизительно. Из-за возникающих фазовых сдвигов (главным образом, вблизи границ полосы пропускания) сигнал обратной связи оказывается не точно в противофазе входному, так что обратная связь оказывается не совсем отрицательной. Кроме того, процессы в усилителе не протекают бесконечно быстро; сигнал обратной связи несколько запаздывает, что приводит к переходным и интермодуляционным искажениям.
Учитывая все эти факты, «закоренелые Hi-Fi-сты» впадают в другую крайность. Они конструируют усилители, из которых полностью «изгнана» обратная связь - под тем предлогом, что она вредная. Однако необходимо все же не забывать, что для любого усилителя, пригодного для «чего-либо» с точки зрения качества звучания, существует оптимальное значение величины обратной связи. Хороший со схемотехнической точки зрения усилитель с сильной отрицательной обратной связью, не приводящей к вредным побочным эффектам, будет в конечном счете давать меньше различных искажений, чем усилитель без обратной связи.
Уже более двух десятков лет идет дискуссия о том, как измерить качество. Мнений - море, но единственное, в чем все сходятся - это то, что величина односигнального коэффициента гармоник ни о чем не говорит.
О "хороших" искажениях. Существует устойчивая, ортодоксальная прослойка аудиофилов - фанатов лампового звука. Сравнивая звучание усилителей без отрицательных обратных связей (ООС), снижающих нелинейные искажения, и усилителей с ООС, они отдают предпочтение усилителям без ООС. И это логично, ведь ламповый усилитель имеет суженную полосу частот из-за применения трансформаторов. Преобладание в их звуке гармоник низших порядков субъективно улучшает звук. Вот пример. Известный ламповый гуру А. Лихницкий несколько лет назад расхваливал свой усилитель-корректор для проигрывателя грампластинок. В него он ввел положительную обратную связь, которая увеличивает нелинейные искажения. Получившаяся в результате переярченность звучания автору разработки кажется правильной, хотя, надо сказать, это далеко не универсальное решение. Очень многим, у кого чувствительность слуха к верхним частотам повышена, слушать этот аппарат просто невыносимо.
ЕЩЕ ПРО СЛУХ
Во многих книгах и статьях можно прочесть о том, что человек определяет местоположение источника звука благодаря тому, что чувствует разность фаз в сигналах, принятых ушами. На самом деле природа не знает такого параметра, как фаза сигнала, это математическая абстракция, удобная в расчетах. Слух же оперирует:
- Интенсивностью, причем на коротком временном отрезке распознает сигналы в диапазоне не более 40 дБ. Если за сильным звуком следует звук с уровнем ниже первого на 40 дБ, то он не слышен. Переход к другим интенсивностям требует большего или меньшего времени на адаптацию.
Частотой. Структура уха и нервной системы содержит в среднем около 2000 частотных анализаторов. Реально есть разброс. Так что не обижайтесь, если не слышите того, что слышат другие, все претензии - к собственной наследственности.
Временем. Слух и мозг определяет разницу во времени прихода сигналов в разные уши, а не фазу. Причем разрешение по времени измеряется микросекундами!
Комплект этой "аппаратуры" двойной и располагает памятью. Локализация невозможна, если одновременно мала разница интенсивностей и времен прихода.
Еще Норберт Винер говорил о том, что язык мозга не является математическим. Современная аппаратура использует математический аппарат преобразования временной последовательности сигналов в спектральную область, где и возможна математическая обработка. Принципиальный недостаток этой методики - в работе порциями - запоминается набор выборок, производится преобразование "туда", обработка, потом преобразование "обратно" или управляющее действие. А слух оперирует спектром в реальном времени. Причем память позволяет услышанное "прокрутить" несколько раз в целях более подробного распознавания звукового образа, будь то вербальное сообщение или пространственная информация. Благодаря этим свойствам слуха и возможна "глубинная локализация". Суть ее вовсе не в том, что слух сравнивает спектры сигнала принятого и ранее "записанного", якобы есть память на то, как должен слышаться звук на разных расстояниях, а в том, что он анализирует временной ряд и выделяет в нем субряд, относящийся не к основному сигналу, а к его реверберационному послезвучию, и по разнице во времени определяет расстояние до источника звука. (Реверберация - это процесс затухания звука, сопровождающий его отражения, наиболее ярким примером является эхо, а также гулкость пустого помещения). Именно поэтому человек может определить расстояние до источника звука, которого он никогда не слышал. Система "слух - мозг" имеет замечательные возможности, это - согласованный фильтр колоссальной эквивалентной вычислительной мощности, позволяющий "вытащить" ожидаемый набор звуков из помех значительно большего уровня. Этим объясняется непригодность музыканта в качестве эксперта, ведь он приучен не столько слушать звуки, сколько слышать музыку, он анализирует музыкальный материал, а не верность воспроизведения.
Наличие в слуховом анализаторе гребенки из 2000 отдельных частотных сенсоров не приводит к грубости слуховых ощущений. Каждый может это проверить. Возьми высококачественный громкоговоритель, через усилитель подсоедини звуковой синус-генератор и с помощью SPL-метра (находящегося в позиции слушателя!) сними АЧХ с плавным скольжением по частоте. Ты удивишься, насколько этот график будет изрезанней, чем полученный по методике RTA в третьоктавных полосах розового шума. А потом, имея на руках график, прослушай громкоговоритель еще раз. Если ты не услышишь всех пиков и провалов на "своих местах", а услышишь какие-то иные, то, скорее всего, ты страдаешь расстройством слуха и/или психики и не можешь участвовать в тестах, судействе и установке систем высокого качества. (Запасной вариант - такую АЧХ имеет прибор, тогда придется его выбросить:)).
Итак, основой локации направления является бинауральность, распознавание разности времен прихода фронта звука, принятого двумя разными приемниками - ушами. На использовании этой способности человека и зародилась стереофония, причем первые системы были именно такими, подобно человеку - с двумя микрофонами - это так называемая фазовая стереофония. А расстояние помогает определять еще более сложная способность мозга распознавать соотношение между прямым звуком и реверберационным послезвучием. Если система "режет" послезвучия, то плоской, неглубокой становится стереопанорама, а "эксперты" потом пишут: "аппаратура эффектно выдвигает исполнителей на передний план".
Только очень хорошая аппаратура способна передавать без искажения реверберационные послезвучия, а следовательно, и глубину стереопанорамы. Несколько лет назад, критикуя систему вербального выражения результатов тестов аппаратуры, принятую в некоторых публикациях, Г. Курбатов ("Мастер 12 Вольт") договорился до того, что звуковая сцена оказалась результатом деятельности установщика ("установщицкий шовинизм"). На самом деле максимум того, что может установщик, - это не испортить сцену, выстроенную звукорежиссером, её глубина является свойством фонограммы, детища звукорежиссера и его аппаратуры, свойством, подлежащим только ухудшению воспроизводящей аппаратурой. Правда, системы в автомобиле имеют такое преимущество, как большие углы азимута локализации, что позволяет ощущать более эффектную сцену, чем дома. Глубина никак не является функцией деятельности установщика, однако многие (и очень известные в профессиональном кругу) этого не знают и похваляются - мол, я поставил сцену на капот. Воображение он туда поставил, а не сцену...
Акустическое суммирование звуковых волн от разных инструментов приводит к изменению звучания, и оркестровое тутти трудно "разъять" на звучание его составляющих, звук в глубине зала вовсе не стерео, доля прямых звуков меньше, а многократно отраженных (реверберации) - больше. Реверберация придает звуку полетность и воздушность, но ухудшает разборчивость. Акустические инструменты проникновенно звучат в камерном исполнении, но в больших залах их звучание недостаточно сильно, тонально не сбалансировано, поэтому так много одноименных инструментов в оркестрах. Импровизационная природа джаза не позволяет иметь унисонные группы, поэтому концертное звучание джаза ущербно в смысле тонального баланса. С электронными составами и того хуже: как правило, нет запаса мощности для создания достаточной громкости, усилители работают за порогом искажений, - вспомни московский концерт Ринго Старра, обычно работающего в залах меньшего размера.
Многие специалисты рекомендуют сначала изучить "живой" звук, а уж потом давать оценки аппаратуре. Это миф. Нет эталона "живого" звука. Он зависит от размеров, пропорций и отделки помещения, сильно - от расположения слушателя, причем позиция дирижера не самая лучшая. Не говоря уж о конкретных инструментах и музыкантах. А звучание популярной музыки вообще полностью определяется мастерством звукорежиссера.
Есть эксперты, у которых высшая похвала аппаратуре - "способность передать весь авторский замысел". Простите, о каком авторе идет речь? Наверно, не о композиторе, ведь мы слушаем фонограмму, а в ней, помимо исполнителей, между нами и композитором стоят всегда не меньше двух авторов, а то и авторских коллективов - те, кто организует исполнение, дирижер в классике и аранжировщик в популярной музыке, и всегда - звукорежиссер (продюсер записи). Поэтому такая похвала из словаря состязаний музыкантов-исполнителей применительно к аппаратуре лишена смысла.
ТЕМБР БЕЗ ПРЕДРАССУДКОВ
Некоторые определяют тембр как соотношение между основным тоном и его обертонами. Это не полно, еще в 50-х годах результаты опытов показали: если в записи "отрезать" атаку звука, буквально первые миллисекунды длинной ноты, то музыканты не опознают свой собственный инструмент. Самое сложное в звучании инструмента, позволяющее выявить исполнительскую индивидуальность, - его начало, атака звука. Спектр за несколько миллисекунд меняется очень сильно. Плывет даже основная частота звука, причем, "чем сильнее дернешь струну", тем сильнее изменится частота, ведь мы дергаем не математическую струну, у которой два фиксированных параметра - масса и упругость, а вполне физический объект, неизмеримо более сложный, а следовательно, изменяющий в процессе звукоизвлечения параметры, определяющие частоты и формы колебаний. (В кавычках - слова Г. Микаэляна из "Аудиомагазина", в запале просвещения утверждавшего категорически обратное).
У многих инструментов первой появляется вторая гармоника, у ударных - негармонические обертоны, у флейты и саксофона - шумовая компонента, гармонически не связанная с извлекаемым тоном. "Эксперты" удивляются - почему звуковой тракт с линейной АЧХ искажает тембр, а дело-то в том, что велики комбинационные искажения и импульсные характеристики нехороши. Меньше страдает орган с атакой в басу до сотен миллисекунд, более всего - инструменты с ударным звукоизвлечением, особенно рояль с напряженной атакой, богатой высокими обертонами, в том числе и не гармоническими. Поэтому часто рояль служит тестовым инструментом, незаменим он для выявления детонации. Итак, тембр - это не просто спектр сигнала. Это - закон изменения во времени соотношений между основным и побочными тонами (не обязательно гармониками!).
Распространено заблуждение, которому подвержены звукорежиссеры и судьи IASCA, что ощущение "воздуха и пространства" придают частоты в диапазоне 12 - 20 кГц. Налицо ошибочное понимание терминов. На самом деле за это ответственна реверберация ("полетность звука"), причем с высоким декрементом затухания (быстрым спадом звучания) именно в этом диапазоне, иначе звук становится неприятным. Верхние частоты ответственны за "прозрачность, ясность, детальность". Сухость и непрозрачность звуку придают "транзисторные" свойства усилителей и цифровых трактов, маскирующие слабые реверберационные послезвучия. От этого пропадает ощущение глубины сцены. За это ответственна и сниженная чувствительность многих громкоговорителей при малых изменениях громкости, т.н. "микродинамики" звучания.
ПРОСТО СТЕРЕО
Реализуемая в двухмикрофонной системе фазовая стереофония очень критична к работе разделительных фильтров в громкоговорителях. В 1960-е годы наши акустики установили, что фазовая стереофония хорошо различима только в однополосных акустических системах. В 1983 году я сделал квадропроцессор по идее Ю.А. Ковалгина, автора квадрофонической системы АВС (аналогичное, но более простое устройство выпускается под маркой Rocktron CSA-12). Оказалось, что из акустической стереозаписи, имеющей много "воздуха", реверберации, хотя бы и искусственной, фазовыми преобразованиями можно "вытащить" еще многое, но хорошо слышимое лишь на однополосных системах.
Реальные современные записи выполняются на основе много- и безмикрофонной техники громкостной стереофонии, когда монофонический звук каждого отдельного источника записывается в оба канала, но с разным соотношением интенсивностей, поэтому они индифферентны к наличию фазосдвигающих LC-фильтров. А запись каждого инструмента в ближнем поле с сохранением всех особенностей его звучания и последующим сведением набора отдельных записей в две стереодорожки с добавлением дозированной реверберации дает слуху и душе гораздо больше, что и позволило Игорю Стравинскому сказать, что стереопластинка звучит лучше оркестра, а ведь он не какой-нибудь рэппер, он человек старого акустического воспитания и богатейшей практики. Поэтому порочна попытка А. Лихницкого в записи диска "Аудио магазин Тест CD-1" использовать два микрофона, даже не искусственную голову - ведь еще на заре стереофонии стали известны реальные недостатки двухмикрофонной системы, перевешивающие достоинства.
Ошибочность его установок доказывает сравнение двух записей рояля Steinway - на его диске (трек 3) и тест-диске JMlab №1 (трек 2). У Лихницкого рояль звучит, по образному выражению О. Бендера, как "городская фисгармония" - тускло и обыденно. У французов звук мощный, рельефный, слышно звучание и деки, и струн. Есть и атмосфера, и душа. Понимаете, я не хочу, чтобы меня запихивали в тесноту партера, среди чихающих, шаркающих и сморкающихся людей с неадекватной, на мой взгляд, реакцией. Я хочу лучшего и большего, я хочу слушать такие записи, чтобы Стравинский мог повторить свои слова, я хочу слышать инструмент так же выпукло, как его слышит лабух, но чтобы этот звук был сдобрен атмосферой зала, т.е. то, чего не бывает в жизни, но зачем нам проза, ведь музыка тому и служит, чтобы хоть ненадолго выковыривать нас из скуки и серости будней в яркую и красочную сказку.
Двухмикрофонная запись - это погоня за фантомом, ибо фундаментальное свойство содержащего нас мира - не быть дискретным, а восприниматься непрерывным. Именно то, что современная стереофония - громкостная, а не фазовая, и позволяет заниматься конструированием правдоподобной звуковой сцены в салоне автомобиля, а иначе даже попытки создания стереопанорамы были бы бесполезны. Эмпирические приемы конструирования стереопанорамы (этот старый термин мне милее пришедшей из США "звуковой сцены", он понятен и не кокетлив) в автомобиле идут поперек принятой практики домашнего аудио и при этом настолько эффективны, что их следует внедрить в жилище, тем более что они прекрасно согласуются с забытыми сейчас исследованиями, предшествовавшими внедрению в 1958 году стереофонического сопровождения фильмов, радиовещания и звукозаписи.
Любой творец, создавая содержащий новую информацию текст, будь то научный, инженерный, литературный или нотный, не способен сам полностью оценить объем заложенной информации, метафизический процесс созидания ("...и даль свободного романа я сквозь магический кристалл еще неясно различал...") проходит немного мимо разума автора и заведомо мимо его замысла. Поэтому роль исполнителя не сводится к рациональной реализации текста композитора, он обязан уметь вытащить информацию, не распознанную автором, хотя бы на уровне интонации. То же самое входит в обязанности звукорежиссера. Ныне аудиофильские "гуру" лишают слушателя подобного права. Почему он не имеет права включиться в цепочку соавторов и поиграть хотя бы АЧХ и пространственной информацией? Ведь для полного воссоздания акустической обстановки концертного зала дома, а тем более в автомобиле, не хватает "совсем малого" - размеров помещения, поэтому нельзя устройства, добавляющие ощущение пространства, объявлять "вне закона".
Требование "передней звуковой сцены" равносильно утверждению, что в концертном зале вы располагаетесь между дирижером и первым рядом. Уже в пресловутом шестом ряду нет той сцены, которую требует методика IASCA, а если сидеть дальше, то оркестр, и особенно солисты, локализуются где-то внутри зала, причем эта локализация нестабильна. Аналогично в автомобиле - построив систему с хорошей передней сценой вообще без задних громкоговорителей, попробуйте повернуться боком к лобовому стеклу. В определенных положениях возникнет ощущение прихода звука сзади... Тонкомпенсация и темброблоки тоже нужны при прослушивании в условиях принудительного ограничения динамического диапазона - дома с ограниченной громкостью или в машине высоким "шумом паузы" для компенсации снижения чувствительности слуха на краях слышимого диапазона.
ПРО ХАЙ-ЭНД И ПРО ДЕНЬГИ
Для человека, не разбирающегося в радиотехнике, утверждение, что более дорогой аппарат звучит лучше дешевого, проходит легко, он всю жизнь ездил на "Жигулях" и уверен, что лучше "Мерседеса" ничего нет. Не углубляясь в тонкости автомобилестроения и не имея места для опровержения этого тезиса, отмечу, что динамичность, высокая (еще никто, по-моему, не употреблял этого термина в автомобильной тематике) интерактивность управления, малошумность, комфорт достигаются только через увеличение себестоимости, каждый компонент автомобильных достоинств стоит отдельных денег. А главное отличие - качество машины не есть нечто неосязаемое, ее можно развинтить на отдельные составляющие и составить смету - какая компонента и на каком уровне сколько стоит.
Вот еще одно заблуждение - преклонение перед звуком студийных мониторов. Например, в "АЗ" №2/2000, с. 39, сказано, что они предназначены "воссоздавать звучание записи в мельчайших подробностях и с абсолютной, аптекарской нейтральностью". На самом деле всякий профессиональный инструмент, каким является и монитор, отличается от бытового (и за то берутся намного большие деньги) способностью служить профессионалу долгие годы каждодневно при самых тяжких нагрузках. Так и студийные мониторы прежде всего предназначены для того, чтобы много лет без передышки работать на среднем уровне громкости 100 дБ и без малейшего ущерба для звука и собственного здоровья передавать пики не менее 120 дБ. Что тут говорить о тональных достоинствах, детальности и воздушности при таких требованиях! Ведь такая громкость должна достигаться в помещениях объемом в сотни и тысячи кубометров, а не в 2 - 3-кубовом салончике автомобиля, на что невесомый шелковый купол однодюймовой по-настоящему высококачественной пищалки просто не способен. Так что процитированную поэму нельзя отнести даже к мониторам замечательной фирмы B&W, одной из немногих, умеющих делать акустические системы, для которых вышеприведенный перл не является сильно "загнутой" гиперболой.
В аудиоаппаратуре все компоненты качества, кроме мощности и прибамбасов, стоят не материальных, а интеллектуальных вложений, ведь и плохонький, и великолепный громкоговоритель имеют примерно одно и то же количество деталей. Можно из сырья и материалов на 300 баксов сделать серийный усилитель практически абсолютного качества, который нельзя переиграть, вложив миллион, но не вложив понимание. И в автомобиле есть секреты, например амортизаторы. На одних машина будет "глотать" неровности и быть прекрасно управляемой, а на других, с точно такими же объективными характеристиками, скакать как козел.
Да и сам термин - High End! Высокий конец! Конец чему? Нашим кошелькам? Как бы звук некоторых аппаратов этой категории ни был хорош, все равно явственно слышно, что звучит электроника, а не натуральные голоса и инструменты. Если серьезно, то в отличие от термина High Fidelity, относящегося к качеству звучания, High End относится к маркетингу и означает аппаратуру верхнего конца ценовой шкалы.
Аналогично существует и Low End - аппараты низшей цены. Поэтому неправильно называть High End"ом превосходно звучащую аппаратуру, но недорогую. К счастью, в автоаудио High End это 1000 - 2500 у.е., а не $5000 - 60000 за один блок.
А по пути повышения верности воспроизведения еще идти и идти, конца пока не видно. Пример - я постоянно отговариваю людей ставить магнитолы, аргументируя это очевидными достоинствами дисковой аппаратуры и качеством записей. Но вот довелось послушать на простейшей автоаудиоустановке - автомобиль ВАЗ-2109, магнитола "Кларион 5470", акустика на базе 6-дюймовых коаксиалов "Накамичи" - записи классической музыки, сделанные с винила. Насколько это было приятнее слуху, чем все цифровые ухищрения! И теперь я готов агитировать за магнитолы, если есть соответствующий источник записи кассет.
Отметим, что мобильное аудио, в отличие от домашнего High End, изначально предназначено для массового потребления, благодаря чему невысокая себестоимость выводит отношение качества к цене в лучших образцах гораздо выше этого параметра в стационарной аппаратуре. Есть повод не откладывать жизнь на завтра...