Настольная игра нуар. Нуар. Мафия бессмертна Игры в жанре нуар детектив

Детектив — довольно популярный жанр в литературе и кино. А вот про настольные игры такое трудно сказать, хотя каждый год все-таки появляются какие-то игры, в которых нужно расследовать убийства, искать улики, допрашивать очевидцев и т.д. Честно говоря, все эти игры проходили мимо меня. Я связываю это с тем, что детектив не является моим любимым жанром, хотя и не скрываю, что узнать, кто же совершил убийство, всегда интересно. Идеальный детектив для меня — это что-то быстрое, на полчасика, захватывающее и с неожиданным финалом. Ужас Аркхэма поэтому как-то не тянет на роль хорошей детективной игры.

Недавно издательство GaGaGames , которое продолжает радовать нас своими интересными новинками, выпустило игру под названием Нуар . По-моему, у игры очень подходящее название для детектива. В голове сразу возникает черно-белая картинка с тенями, силуэтами и детективом в шляпе и сигаретой в зубах. Что ж, долго томить не буду — давайте посмотрим, что это за игра такая.

В одной черно-пречерной коробке лежали черные-пречерные карты

На самом деле карты совсем не черные, а вот оформление коробки отвечает всем параметрам заданной стилистики — она черно-белая, мрачная и с таинственным дядькой в шляпе.

Открываем коробку (она небольшого размера, много места на полках не занимает) и видим уже привычный удобный органайзер, в ячейках которого расположились правила, карточки и зиплок с жетонами. По качеству не нашел к чему можно придраться. Карточки хорошие, не шершавые, тасуются отлично. С жетонами тоже все супер. В общем, за качество ставлю пять баллов.

Убийца или сыщик?

Нуар — это карточная игра, в которую можно играть 6-ю разными способами. Маркетинг, конечно, может громко говорить о том, что в одной коробке вы найдете 6 разных игр, но по моему скромному мнению, игра все же одна, а вот вариантов этой игры гораздо больше. Но ладно, пускай будет 6 разных игр;)

В каждой из этих игр используются карточки, на которых изображены лица людей (есть даже одна собака). Это все жители самого обычного города, и каждый из них может быть простым гражданином, сыщиком или бандитом. В любом варианте игр игроки играют роли или бандитов или сыщиков, и у каждого из них практически всегда одна цель — найти друг друга. Бандит будет убивать соседних персонажей и скрывать свою личность, а сыщик будет оправдывать находящихся рядом жителей и вычислять бандита по его действиям.

Давайте на примере первой игры я вам объясню общие принципы игры, чтобы вы поняли, с чем в Нуаре имеют дело.

В первой игре принимают участие только 2 игрока (в некоторых вариантах играет больше людей). Один игрок играет за бандита, второй за инспектора.

Из карточек подозреваемых (это двусторонние карты — на одной стороне живой подозреваемый, на другой погибший) формируется поле размером 5х5. Отдельно перемешивается колода доказательств, в которой повторяются те же персонажи, что и на картах подозреваемых, только у них у всех одинаковая рубашка. Каждый из игроков тянет из колоды доказательств по одной карте, и никому ее не показывает. Это их тайные личности. Можно незаметно подсмотреть на поле, чтобы увидеть, где вы находитесь, но желательно делать это так, чтобы соперник не заметил, куда это вы все время смотрите.

Первым начинает ходить бандит, и у него есть на выбор 3 действия, из которых нужно выбрать одно:


После хода бандита, в игру вступает инспектор, который также может сделать одно из трех действий:


Игра заканчивается или убийством инспектора, или поимкой бандита.

Вторая игра называется «Убийца против сыщика». Она тоже дуэльная и во многом похожа по действиям на первую игру. Только на этот раз у убийцы есть 4 карты доказательств, которые играют роль жертв — их должен замочить убийца, чтобы победить. За попытки замаскироваться убийца выкладывает перед собой новую карту жертвы, тем самым усложняя цепочку убийств. А за неудачную попытку обличения со стороны инспектора, убийца может вернуть одну карту жертвы обратно в колоду. Этот вариант игры более сложен и играется чуть дольше.

Третью игру я называю deathmatch. В нее можно играть от 3 игроков, и все они при этом являются шпионами. Задача игроков — собирать трофеи, коими являются пойманные игроки. Как только личность игрока поймают, этот игрок берет себе новую карту личности, а свою отдает победившему игроку в качестве трофея.

Четвертая игра — вор-виртуоз против начальника полиции. Играется вдвоем. На каждой карте подозреваемого выкладывается жетон сокровища. Задача вора — обворовать как можно больше людей пока его не поймает начальник полиции. Потом игроки меняются ролями и в конце второй партии они сравнивают количество награбленных сокровищ.

Игра 5 и 6 рассчитаны на большое количество игроков и пока я до них, честно признаюсь, не дошел, но у меня все впереди!

Вышел месяц из тумана

Перед тем, как распаковать игру, я даже не знал, чего от нее ожидать. Краем уха я слышал об этой игре, когда готовился к «джен коновским» или «шпилевским» обзорам, но почему-то в голове ничего об этой игре не отложилось. Мне казалось, что детективная карточная игра обязана иметь что-то общее с мафией, что не очень хотелось бы видеть в Нуаре , но к счастью обозреваемая настольная игра оказалась выше моих ожиданий. Никакой «мафии» в ней и в помине нету. В этой игре есть логика, мышление и запоминание. Чтобы одержать в ней победу, нужно включать голову. Кто из персонажей находился рядом с убитым? Что потом сделал бандит? Почему был допрошен именно этот товарищ? Пора ли замаскироваться? При этом не могу сказать, что все эти размышления приводят к головной боли, потому что по факту почти все варианты игр довольно простые. Сложность игры зависит только от вашей внимательности. Иногда бывает, что бандит/сыщик находится совсем рядом, но если вы прошляпили ошибку оппонента, которую тот совершил на последнем ходу, то ничего страшного не произойдет, просто играть будете чуть дольше.

Также в этой игре есть случайности, т.е. можно найти соперника среди невиновных совершенно неожиданно, ткнув пальцем в небо. Можно просто наобум спросить, а не ты ли Эллис, и соперник действительно окажется Эллис, и это принесет вам победу. Поэтому я бы сказал, что это игра с логической механикой, но с определенной долей удачи.

Нет совершенно никакой разницы, какие имена у персонажей и какие у них лица. В этой игре самое главное — это механика. Помню, как на одном сайте съязвили по поводу того, что на одной из карт подозреваемых нарисована собака по кличке Дружок. На самом деле нет разницы, кто там нарисован, хоть дерево пускай там будет. Просто нужно же как-то идентифицировать каждую карточку. Игра на самом деле абстрактная. Вместо карточек с людьми могли быть разноцветные камешки, и в игре нужно было бы угадать цвет камешка соперника. Но согласитесь, что возиться с камешками не интересно, поэтому тема детектива вполне оригинальна и интересна. Во время игры у меня действительно возникает ощущение, будто бы я играю роль детектива или бандита. Всегда испытываю особенные чувства, когда смотрю на поле, составленное из персонажей, и осознаю, что где-то здесь находится мой враг, которого нужно найти.

Мне нравится, что на карточках изображены лица людей. Они все разные, очень харизматичные. Но возможно стиль рисунка понравится не всем — он имеет что-то общее с комиксами и аниме. Так как я люблю и одно и другое, то мне рисунок нравится.

Я больше времени провел за дуэльными вариантами игр Нуара , и все они мне, в принципе, понравились. Какие-то варианты легче, какие-то чуть сложнее, но в целом ощущения от них ровные. Вариант со шпионами (дезмэтч) мне не очень понравился, так как он очень хаотичный и немного глупый. Но вполне допускаю, что кому-то такой патигеймовый вариант понравится. Большим составом в другие варианты игр я не играл, но есть предположение, что чем больше игроков за столом, тем больше искусственно будет затягиваться время. Дуэльки спокойно играются за 10-20 минут, а вот игра с большим количеством игроков длится более получаса (больше подозреваемых, больше поле, больше возни). Мне кажется, что каждый игрок может найти тот вариант игры, который ему больше нравится. Поэтому не могу однозначно сказать, что вот эти варианты хороши, а остальные плохи. Кому-то больше нравится играть вдвоем, кто-то радуется от игры ввосьмером. Каждый может найти свой любимый сценарий.

Хочу отметить еще то, что хоть на коробке и написано, что игры рассчитаны на 2-9 игроков, это не значит, во все игры можно сыграть только вдвоем или вдевятером. Если вы играете преимущественно вдвоем, то для вас в коробке будет только 3 игры. Если вы собираетесь играть в настолки большим составом — для вас есть три другие игры. В принципе, здорово, что в Нуаре можно найти варианты для любого количества игроков, но если у вас есть четкий состав играющих, то некоторые сценарии игр могут быть так и никогда не сыгранными.

По сложности я могу отнести Нуар к легко-средним играм (light-medium). Несмотря на увесистый буклет правил, на самом деле в любом сценарии у каждого игрока практически всегда будет только 3 вида действий. Как я уже писал в начале, в этом сценарии довольно схожи между собой. Иногда даже кажется, что играешь в один и тот же сценарий, а потом замечаешь, что у бандита есть конкретный список жертв, что отличает этот вариант игры от другого.

Реиграбельность? Сложный вопрос. Честно говоря, реиграбельность Нуара заключается только в разных сценариях. Конкретно каждый вид игры всегда будет однотипным, т.к. от раскладки на поле ничего не меняется по сути. Если через несколько партий один вариант игры начал приедаться, то посоветовать можно только сыграть в другой вариант игры. Но я бы не сказал, что Нуар — это такая игра, в которую нужно играть до посинения, чтобы она надоела. Это легкая игра, и предназначена она для того, чтобы сыграть в нее в перерыве между хардкором или перед сном. И как раз эти функции эта игра выполняет на все 100%. На выходных я показывал Нуар знакомой, которая редко играет в настолки, и мы спокойно перебрали все дуэльные варианты, в некоторые даже сыграли несколько раз. Никто не устал, игра всем понравилась.

Вряд ли игра понравится всем и каждому, но если вас заинтересовала игра по описанию, то скорее всего это ваша игра. В ней нет чего-то скрытого, тайного, о чем трудно написать в обзоре. Понравилась механика поиска бандита или сыщика? Берите игру. Сомневаетесь? Возможно, это не ваша игра. Если вы не любите думать за себя и за противника, то вы вряд ли полюбите Нуар , потому что вам всегда надо будет думать не только, как вычислить оппонента, но и как не выдать себя своими действиями.

Вердикт

Настольная игра Нуар действительно является детективной дедуктивной игрой, которая требует от игрока применение мышления и логики. Игра понравится любителям не очень сложных головоломок, которые не требует большого количества времени. В одной коробке находится 6 видов игр, которые подходят для разного количества игроков. Игра несложная, филлерная. Если вам нравится вычислять соперников по их действиям, то вам понравится эта игра.

Настольная игра Нуар предоставлена для обзора издательством GaGaGames .

В игре Noir есть 4 варианта игры, каждый из которых построен на одной простой механике: у игроков есть скрытые роли, и они тайно передвигаютя среди 25 подозреваемых. Три варианта игры - расчитаны на двух игроков, а один - позволяет играть втроем или вчетвером.

Любой выбранный игроками вариант начинается так: 25 карт подозреваемых размещаются на столе квадратом 5х5, колода ролей перемешивается и располагается рядом. Каждый игрок ходит по очереди, начиная с антигероя.

Первый вариант игры: Убийца против Инспектора. Самый легкий вариант правил, игра занимает примерно 15 минут.

Убийца тянет карточку роли, которая становится его личиной. Затем он выбирает один из трех вариантов действий: убить находящегося рядом (в т. ч. по диагонали) персонажа; сдвинуть ряд или столбец, для того чтобы приблизиться к намеченной жертве; попытаться замаскироваться - вытянуть новую карточку роли.

Инспектор в свой первый ход берет четыре карточки роли и выбирает одну, а остальные оставляет у себя. Таким образом в начале игры Инспектор уже знает трех невиновных персонажей, чьи карточки находятся у него в руке. В дальнейшем ему также доступны три возможных действия: сдвинуть ряд или столбец, чтобы приблизиться к подозреваемому; арестовать, находящегося рядом подозреваемого (в т.ч. по диагонали); проверить невиновность - вытащив карточку роли из общей колоды.
Цель Убийцы скрыться, либо убить Инспектора. В свою очередь Инспектор должен арестовать Убийцу чтобы победить.
Если убиты 16 героев, но игра еще не закончена - победа достается Убийце.

Второй вариант: Наёмник против Сыщика. Это средняя сложность и игра займет около 20 минут.
Этот вариант отличается тем, что Наемник в первый ход берет 4 карты героев - это список людей, которых ему необходимо устранить соблюдая очередность. Первую роль из этого списка он вскрывает и показывает Сыщику. После этого Наёмник берет еще одну карту из колоды - это его секретная роль. Сыщик также берет четыре карты - это список сотрудников полиции, одну из ролей он берет себе.

Наёмник выигрывает если ему удалось устранить всех персонажей из своего списка, либо он смог убить всех преследователей (полицейских и Сыщика). Сыщику для победы необходимо арестовать Наемника.
Возможные действия во время хода, практически такие же как и в первом варианте правил.

Третья игра: Шпионы. Правила для 3-4 игроков, средняя сложность.
Все игроки - шпионы, цель которых захватить других шпионов и получить трофеи.
Так же как и в предыдущих правилах, в свой ход можно сдвигать ряды и столбцы; можно произвести захват конкурента; провести опрос - выбрать персонажа и те шпионы, которые находятся рядом с ним должны подать какой-либо знак, означающий что их шпион находится рядом с опрашиваемым (учитывая диагональные направления).

Четвертая игра: Вор против Полицейского. Высокая сложность игры для двух игроков, продолжительность около45 минут.
Цель Вора - собрать все жетоны, представляющие материальные ценности, с поля (в начале игры на каждую карточку персонажа выкладывется по одному такому жетону). Полицейский соответственно должен этому помешать и поймать Вора раньше чем он успеет всех обворовать.

Жизнь представителя мафии полна трудностей и опасностей: ежедневно приходится грабить и взрывать. Ко всему прочему несознательным жителям по необъяснимым причинам не нравится, когда с ними вытворяют подобные вещи, и они зовут на помощь инспекторов полиции и детективов, чтобы те устранили нарушителей спокойствия и защитили честных граждан от произвола преступных элементов. Вот и гоняются представители правопорядка за криминальными личностями, словно кошки за мышками… Сегодня на Розовом диване – мафиозоискательная настольная игра «Нуар».

«Нуар» - это дедуктивная игра про извечную борьбу двух противоположностей, в которую могут играть от двух до девяти человек. На кону, как водится, всего лишь ваша жизнь, поэтому смело снимайте крышку с коробки и отправляйтесь в опасное путешествие по узким улочкам тихого и загадочного города, не отмеченного ни на одной карте мира.

Судя по всему, «цех выдавливателей жетонов» от GaGaGames трудится круглые сутки, так как в очередной «настолке» вы вновь увидите мешочек с извлечёнными из основания кругляшками. Отличная традиция, достойная подражания со стороны конкурентов… Также, согласно доброй традиции, внутри коробочки присутствует удобный органайзер, разъединяющий две колоды, прикрытые буклетом правил.

Игрокам предстоит оперировать двумя стопками карточек: портретами подозреваемых и их личными делами. Обе стопки двусторонние: с обратной стороны портретов находится знак «погиб», свидетельствующий, как несложно догадаться, о смерти персонажа; с обратной стороны досье - лишь стильная рубашка (столь серьёзный документ не подразумевает двоякого толкования).

На улочках эксцентричного городка можно повстречать таких примечательных личностей, что сразу становится ясно: «Что-то здесь не так ». То ли неподалёку взорвалась химическая лаборатория, то ли вода в водопроводе токсичная, но жители явно не в себе. Немудрено, что они десятками изничтожают друг друга…

Россыпь специальных жетонов пригодится в некоторых версиях игры, которых в правилах числится целых шесть штук! Честно говоря, я пока так и не опробовал все варианты по причине отсутствия необходимого количества людей. Но скоро начнётся дачный сезон, и мы обязательно вернёмся к «Нуар»-у на вечерних посиделках.

35 карт ролей позволят примерить на себя обличье сыщика, преступника, шпиона и даже хакера. Все эти персонажи необходимы в различных версиях игры и позволяют смоделировать ограбление века, принять участие в противостоянии ФБР и мафии, ограбить банк и так далее…

Город уснул, не спит лишь мафия…

Нет, нет! К «Мафии» данная игра не имеет никакого отношения (вдруг кому пришла в голову подобная мысль). Спать тут категорически не рекомендуется, да и поразмыслить будет над чем…

Рассмотрим стандартный вариант противостояния, именно на нём и базируются пять остальных сценариев на различное количество игроков.

Итак, бандит против инспектора…

Для схватки двух интеллектов потребуется комплект из 25 карточек, отыскать которые будет несложно – у всех в левом нижнем углу отсутствует цифра. Соответственно, отберите аналогичные дела, перемешайте и расположите картинкой вниз в зоне доступности игроков.

Жителей города случайным образом выложите квадратным прямоугольником 5х5 клеток (я же предупреждал, что город – загадочный). Среди этих личностей скрывается преступник и инспектор, остальным суждено стать жертвами неуравновешенного маньяка.

Соперники получают карточки ролей – один становится бандитом и тайно снимает с колоды личных дел одну карточку. Именно за эту личность он и будет играть.

Затем следует первый ход – убийца обязан кого-то уничтожить. При этом жертва должна находиться на соседней позиции по вертикали, диагонали или горизонтали.

Наступает время схватки. Преступник и инспектор ходят по очереди и в свой ход могут сдвинуть или обновить игровое поле. Сдвиг происходит по обычным правилам – вытесненная из ряда карточка возвращается с противоположной стороны поля.

Обновление поля возможно в случае, если в каждой колонке есть по одному убитому персонажу. В таком случае они изымаются из матрицы и…

… количество подозреваемых резко сокращается. Хотя, это также упрощает задачу убийце – теперь ему легче дотянуться до очередной жертвы.

Преступник может убить жертву, расположенную по соседству, либо замаскироваться. Маскировка позволяет сменить личность – если убийца чувствует, что инспектор его подозревает, то он может взять новое личное дело и, если данный персонаж жив, сбросить предыдущую карточку, заменив её новым досье. С убийством проще – уничтожайте любого соседа, до которого сможете дотянуться…

Инспектор, в свою очередь, может обвинить соседа в преступлении, а убийца обязан ответить – он скрывается за данным портретом или нет. У инспектора существует возможность оправдать честного жителя – он располагает на нём карточку досье, при этом проводя допрос: «Находится ли рядом убийца? » Преступник, в свою очередь, убивая данного персонажа, может поинтересоваться: «Находится ли неподалёку инспектор? »

В конечном итоге либо преступник убивает инспектора, либо инспектор убивает преступника при попытке к бегству (всё честно). Ничьи быть не может – город слишком тесен для столь примечательных личностей.

Последующие сценарии позволят подключить к схватке ваших друзей, при этом можно взрывать несчастных жителей и умервщлять их разнообразными методами. Также появится возможность брать под защиту некоторых персонажей. Кстати, рекомендую сценарий «Ограбление века» – судя по сюжетной задумке, он должен быть весьма интересен (опробуем на даче в кругу друзей).

Какая отвратительная рожа…

Да уж… Имена и портреты «мирных» жителей мрачного городка более чем эксцентричные и дикие – любой из них может стать потенциальным маньяком. Таких их убить не жалко (ой, о чём это я)…

Сам «Нуар» является непостижимой смесью случайностей и просчёта. С одной стороны, игроку необходимо запоминать расположение персонажей и ответы оппонента – поле постоянно меняется, и выполнить это под силу лишь опытному игроку. Также инспектор может попытаться запомнить вышедшие карточки досье и базировать свои обвинения на оставшихся личностях – это вообще из разряда «фантастики», но осуществимо.

При этом достаточно случайности (преступник или инспектор назовут оппонента), и все просчёты сведутся к нулю. Увы, удача и везение в этом противостоянии двух умов крайне необходимы. Большой плюс игре делают возможность участия в процессе до девяти человек, а также разнообразные сценарии с кардинально разной сюжетной линией. Эта коробочка надолго задержится на игровом столе у тех, кто любит проводить время в шумной компании друзей.

Дуэльное противостояние отдалённо напомнило мне « ». При этом эти игры абсолютно разные, но атмосфера преступления и поиска их роднит. Быть может, эти ассоциации вызвали передвижения рядов…

Что же, очередной «плюс» в копилку GaGaGames – интересная игра, качественное исполнение, захватывающий игровой процесс… Какая настолка следующая? И тут я могу дать однозначный ответ – Pixel Tactics 2, лежащая на моём столе. Об этой новинке я расскажу в одном из ближайших обзоров.

Так уж сложилось, что стиль “нуар” сегодня ассоциируется в первую очередь с кино. Нет, нуарная стилистика также очень большое влияние имеет и в литературе, где этот депрессивный стиль искусства 40-50-х годов замечательно выражается через мрачные монологи персонажей, через общую атмосферу безнадежности, словно изливающуюся со страниц, и через характерных для нуара персонажей: роковых женщин, циничных главных героев, предателей-друзей и крутых злодеев. В кино же ко всему этому добавляются еще и очень стильная картинка, и операторские приемы с их собственными стильными ракурсами. А в целом - нуар любят в любом искусстве: хоть в живописи, хоть в музыке. И любят прежде всего за очень узнаваемый стиль - немного захватывающий, немного таинственный и практически всегда интересный.

Ну, а каков нуар в играх? К сожалению, таких, именно нуарных игр, очень мало, и все они сделаны очень уж кинематографичными или же чересчур похожи на книги. Однако вместе с тем главное свойство игр они все-таки сохраняют: позволяют почувствовать себя на месте главного героя проекта. И пускай таких игр не очень много, свое название нуарных проектов они отрабатывают на все сто процентов.

10 место. Omerta: City of Gangsters


Открывает нашу десятку темных, мрачных и очень криминальных игр единственная стратегия в списке - гангстерский проект Omerta: City of Gangsters. Эта игра предлагает нам вжиться в роль босса мафии и выстроить криминальную империю, завоевав большой город квартал за кварталом.

На десятое место City of Gangsters попала только благодаря тому, что от нуара здесь совсем немного. Стилистика 1920-х годов с их одеждой и транспортом, гангстеры да джазовый саундтрек, кстати, радующий очень красивыми композициями. Но все остальное - это несколько унылая экономическая стратегия, в которой бои и перестрелки присутствуют практически для галочки. Это история про бандитов, но самое главное - здесь почти нет места характерам и судьбам. Нуар - это всегда история личностей, a Omerta: City of Gangsters - это рассказ о строительстве империй.

9. The Saboteur


Очень странно относить к нуару игру о Второй мировой войне, а если точнее - о партизанском движении в оккупированном немцами Париже. Но странно лишь на первый взгляд, на самом деле The Saboteur взяла от нуара очень много. Да, тут нет бандитов, а главными врагами являются немецкие солдаты и офицеры. Да, вместо преступлений - партизанская война с ненавистными захватчиками. Но вы посмотрите, в какой чудесной стилистике это реализовано! Прежде всего, на дворе сороковые - а значит встречаем и моду, и музыку, и оружие того времени. Но разработчики не поленились даже картинку стилизовать под старое кино. И даже более того: захваченные врагом районы Парижа окрашены в черно-белый цвет, словно настоящие нуарные фильмы. Ну, а экшена, драк и свиста пуль здесь более чем достаточно - составляющая боевика выдержана отлично. И все-таки нуаром эту игру, как и предыдущий проект, можно назвать разве что с оговорками. Потому - лишь девятая позиция.

8. Spider-man: Shattered Dimensions


Первая игра в нашей десятке, где нуар представлен в “чистом виде” - пусть и только в некоторых игровых миссиях. Shattered Dimensions предлагает нам взглянуть на различные составляющие вселенной Человека-паука. И в результате получается эдакий калейдоскоп из цветастых мультяшных миров, высокотехнологичного мира далекого будущего и черной нуар-вселенной. И причем нуар здесь действительно очень аутентичный, с невероятно крутым Человеком-пауком, способным в плане мрачности потягаться с самим Бэтменом, с автоматами Томпсона, которые сжимают в руках многочисленные бандиты, с интересными, очень хорошо продуманными локациями. Вместе с тем, даже в нуарном, насквозь криминальном мире остается и место для сильного “комиксного” налета. Паук по-прежнему пользуется паутиной, резво лазает по стенам, в режиме stealth прячется в тенях и атакует из-за угла. Именно из-за налета “супергероики” и еще из-за того, что нуар является лишь одной из составных частей Shattered Dimensions, эта игра не смогла в итоге подняться выше в нашем хит-параде.

7. Hotel Dusk: Room 215


Первая адвенчура в нашем списке - а их здесь будет еще много. Hotel Dusk: Room 215 - самый что ни на есть классический нуар. Причем классический именно в прямом смысле: обычно нуарные игры берут за основу приемы из кино, а вот этот проект, появившийся на Nintendo DS, выстроен в стилистике литературного нуара. Даже играть во время прохождения Hotel Dusk требуется, удерживая приставку “боком”, как если бы вы читали книгу. Проект, посвященный приключениям частного детектива Кайла Хайда, порадовал прекрасным, крепко сбитым сюжетом, интересным визуальным исполнением {в виде карандашных рисунков) и занятным геймплеем. И не смотрите, что только седьмое место - если у вас есть DS, непременно оцените эту игру, она того стоит.

6. Fahrenheit


Возвращаясь к тематике интерактивного кино, можно вспомнить Fahrenheit. По сути, эта игра - тоже квест, но в свое время она просто невероятно поразила геймеров многими степенями свободы. Главный герой мог выбрать несколько различных дорог для прохождения локаций, причем дальше пути еще сильнее ветвились. Что же до сюжета проекта, то он рассказывал о парне по имени Луис, который не по своей воле убил человека. И затем в лице главного героя, а также преследующих его полицейских мы пытались докопаться до истины: почему человек был убит, и кто на самом деле совершил убийство: Луис или некто, управлявший его телом в момент убийства? Fahrenheit всем хороша, однако этот проект тонко балансирует на грани между нуаром и научной фантастикой. Только по этой причине - шестое место.

5. Post Mortem


А теперь мы посмотрим на жанр, с которым нуар в играх ассоциировался очень долгое время - на квесты. И этот жанр у нас представляется проектом Post Mortem, который является уже самым настоящим, классическим нуаром. Тут все как по учебникам: бывший коп, уже давно ушедший на пенсию, соглашается на просьбу “роковой женщины” взяться за расследование нескольких преступлений... Атмосфера выдержана великолепно, ночной, залитый дождями Париж интригует, сюжет интересный, да и геймплей не подкачал - мы погружаемся в классическое распутывание убийства, допрашиваем персонажей, изучаем локации - классический квест. И именно для нуарного квеста этот проект можно назвать идеальным. Выше у Post Mortem подняться не получилось лишь по той причине, что дальше располагаются очень уж сильные конкуренты.

4. The Wolf Among Us


Знаменитый “эпизодический квест” The Wolf Among Us заслуженно получает в нашей десятке звание “самого необычного нуара”. В самом деле, мы имеем классического нуарного героя - циничного полицейского, расследующего убийство в маленьком городке. И что важнее всего, сам сюжет разворачивается в практически полном соответствии с нуарными детективами. Проблема только в том, что в The Wolf Among Us очень много сказочности. Сюжеты комиксов Fables никогда не бывали простыми, вот и здесь мы видим смесь нуара с миром классических европейских сказок, персонажи которых вынуждены жить в нашем мире бок о бок с обычными людьми. Они приспосабливаются, живут в своей общине - но даже здесь должен действовать закон, который и представляет Волк. По сюжету The Wolf Among Us практически полный нуар, полноценное интерактивное кино с безумно захватывающей историей. Но именно налет сказочности этого произведения не позволяет ему попасть в первую тройку. Тем не менее, это нисколько не умаляет очень высокого качества самой игры.

3. Mafia


Дилогия Mafia - прежде всего это очень стильная игра. В отличие от большинства проектов серии GTA, демонстрирующих жизнь бандитов в большом городе скорее в пародийном ключе, в Mafia все подчеркнуто серьезно. Большой город, открытый для исследования, множество людей с темными душами, населяющие его... А также нравы организованной преступности, войны банд, мужчины в пиджаках и шляпах, женщины в красивых платьях - как-никак 30-е годы. Собственно, именно стильный и насквозь пронизанный нуарной безысходностью сюжет как раз и является главным преимуществом обеих игр дилогии Mafia. Так почему же только третье место? Все просто: Mafia всегда рассказывает о бандитах. Да, и в оригинальном нуаре также бывают антигерои. Но именно бойцы мафиозных семей, выступающие на первых ролях - для нуара неслыханная дерзость. Это уже ближе к “Крестному отцу”, из которого Mafia всегда брала еще больше, чем из нуарных произведений искусства.

2. Max Payne


Трилогия о приключениях побитого жизнью парня Макса Пейна стала, наверное, откровением для большинства современных игроков. Из полицейских нуарных детективов была взята визуальная стилистика, ночные и просто темные локации, дождь или снег... Правда, в третьей части нуарный Нью-Йорк сменился солнечным Сан-Паулу, однако и там нуара тоже хватало: были и ретроспективные локации в Нью-Йорке, и вполне “нуарные” уровни в Бразилии (вроде перестрелки в городе под проливным дождем или стрельбы в ночном клубе, или на стадионе). При этом практически все составляющие жанра есть. Но что важнее, все игры серии Max Payne предлагают нам просто великолепный геймплей, в этих проектах главный герой сталкивается с огромным количеством противников, ловко уходит с линии огня, стреляет в прыжке и эффектно вскакивает на ноги. Сюжет же не уступает лихим криминальным фильмам о войнах “семей” мафии. А еще большее сходство с фильмами придает игре режим “замедления”, в котором Макс двигается, словно сквозь густой туман. Так удобнее целиться во врагов и уходить от их выстрелов. А кроме того, это еще и смотрится очень эффектно!

В целом, нуарный мир представлен в Max Payne просто прекрасно: у каждого из проектов свое собственное “лицо”, однако при этом абсолютно все они превосходно передают атмосферу нуара. Единственное, почему эта блистательная трилогия не смогла занять первое место в нашем “хит-параде” - ее действие разворачивается в современности, подобно комиксам и фильмам Sin City. Тогда как классический, самый “добротный” нуар - это 30-40-е годы прошлого века. И вот именно проект в “классическом” нуарном жанре занимает в нашей “десятке” первое место.

1. L.A. Noire


L.A. Noire - это стопроцентный детектив. Вернее, это замечательная смесь жанров, в которой первенство отводится стандартной полицейской работе, то бишь процедурному квесту. Мы разговариваем со свидетелями, выбирая реплики из предложенных вариантов, мы осматриваем место преступления, собирая улики, мы пытаемся найти преступников. Но насколько великолепно это все реализовано! Прежде всего, сеттинг: Америка 40-х годов, великолепно переданная жизнь больших городов и их окрестностей, свободный, открытый мир, по которому можно раскатывать на машине и гулять на своих двоих. Только вдумайтесь - Team Bondi сделала открытый мир для игры жанра квест! А еще добавила туда элементы, не свойственные квестам, но привычные для нуара: есть здесь и погони, и перестрелки, и рукопашные схватки. Впрочем, если вы не любите экшен, все эти адреналиновые этапы вполне можно пропускать. С другой стороны, для тех, кто экшен обожает, заготовлены так называемые “случайные вызовы”, которые сплошь состоят из схваток и погонь. Интересным нововведением игры стала и система допросов, во время которой игрокам предлагалось наблюдать за лицевой анимацией персонажей. Ну и самое главное - атмосфера. “Киношные” сюжеты, медленные джазовые композиции, идеально переданный мир, очень глубокие и интересные герои, а также отсылки ко многим знаменитым нуарным произведениям искусства - L.A. Noire на 100 процентов оправдывает свое название. Можно лишь сожалеть о том, что продолжения в ближайшем будущем не появится, потому что это идеальный игровой нуар. И совершенно заслужено данная игра занимает первое место в нашей “десятке”. А если вы вдруг сомневаетесь в нашем выборе, прогуляйтеська на досуге в тот самый “темный Лос-Анджелес”.