Если не будут созданы соответствующие условия развития способностей, не будет предоставлена детям соответствующая деятельность, будут упущены сензитивные периоды для развития определенных способностей, не будут учтены и другие не менее важные факторы – способности не разовьются, и может наступить необратимая утрата способностей. Для развития способностей важна совокупность различных факторов, вот некоторые из них:
I. Психологические:
сензитивные периоды формирования функций: каждый ребёнок в своём развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности; например, известно, что у ребёнка от 0 до 3 лет интенсивно развивается устная речь и мышление, а в 5-7 лет он наиболее готов к овладению чтением, занятиям музыкой, математикой, спортом и т.д.;
соответствующая деятельность с помощью взрослого (зона ближайшего развития, по Л. С. Выготскому),
повышенная мотивация, интерес.
II. Материальные:
сбалансированное питание (яйца, мясо, молоко, творог, сыр, овощи, фрукты);
наличие сложных игрушек, инструментов (в том числе музыкальных), красок, альбомов, компьютера и т.д.
III. Социальные:
методики обучения.
родители (мать);
воспитатели;
3. О физиологической основе способностей. Что является физиологической основой способностей? Существует много противоречивых точек зрения, много гипотез.
Я познакомлю Вас с открытиями профессора, доктора биологических наук Владимира Павловича Эфроимсона (1908 – 1989), принадлежавшего к отряду старейших советских «генетиков-первопризывников» знаменитой московской школы Н. К. Кольцова. Его большой труд (докторская диссертация) называется «Биосоциальные факторы повышенной умственной активности».
Посвящен он гениальности – одному из самых удивительных феноменов, свойственных человеческому роду. Это попытка большого ученого-естественника, биолога, генетика найти подход к естественнонаучному объяснению загадки гениальности.
Кто такой гений?
Гений делает то, что должен, талант – то, что может.
Гете писал: «И если в тебе нет этого – «Умри, но стань!», – то ты лишь скорбный гость на мрачной земле».
Частота зарождения потенциальных гениев и замечательных талантов практически одинакова во все времена, у всех народностей и народов: один гений на 2 – 3 тысячи, может быть, на 10 тысяч человек. Но это – частота рождения потенциальных гениев. Развившихся и реализовавших себя настолько, чтобы получить хотя бы высокую оценку, – гораздо меньше. У О`Генри, например, есть история о том, как Бога попросили указать на самого гениального полководца всех времен и народов. И он указал на бедного английского сапожника, который корпел над старыми башмаками. В этом сапожнике умер, так и не проявив себя, величайший полководческий гений.
В жизни частота реализовавшихся до уровня признания их творений и деяний гениальными – 1 человек на 5 – 10 миллионов людей.
Это тема отдельной лекции, потому что здесь необходимо ответить на многие вопросы: нужны ли гении? Что же мешает гениальным людям воплотить их природные задатки?
Дидро писал: «Гений падает с неба, и на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится 100 тысяч случаев, когда он падает мимо».
Самое первое положение – гениями рождаются, нужны прежде всего врожденные дарования и способности, чтобы стать гением, т. е. задатки (их комбинации бесконечны).
Эфроимсон выделяет 5 «стигм» гениальности, но предваряет их перечисление следующим тезисом: «Хорошая мать – шедевр природы».
Именно мать и материнская любовь – решающий фактор в развитии гения (Например, судьба Джорджа Вашингтона).
Детство и юность гениев – это история сдержанности, дисциплины и организации, сформированных благодаря материнскому вниманию.
Велика роль матери и в формировании ценностных установок.
Гибкость, стойкость и энергию Эфроимсон считает врожденными свойствами.
Любознательность, любопытство, исследовательский инстинкт исчезают сами собой как явления в высшей степени возрастные, поэтому сколько гибкости, стойкости надо проявить, сколько энергии надо истратить ребенку, чтобы сохранить те черты, которые связаны с творческой любознательностью.
Эфроимсон «отобрал» всемирно признанных гениев. Их оказалось 400 человек. Среди них тоже существует своя «табель о рангах». Он заметил, что среди великих мира сего довольно часто (чаще, чем среди остальных людей) встречаются некоторые наследственные болезни.
1. У гениев в десятки раз чаще, чем в нормальной популяции, встречается наследственно закрепленный повышенный уровень мочевой кислоты в крови. Повышенный уровень уратов (солей мочевой кислоты) приводит к подагре. Подагра заметно отличается от всех артритов и ревматизмов: на ощупь определяется отложение скоплений кристаллов солей мочевой кислоты в тканях, происходит воспаление вокруг этих отложений и наиболее раннее и частое возникновение острых болей в большом пальце ноги, что почти отсутствует при отложении других солей.
Е. Орован установил в 1956 г, что мочевая кислота, избыточное количество которой в крови и приводит к подагре, по своей химической природе (структурной формуле) очень близка к таким известным стимуляторам умственной деятельности, как кофеин и теобромин (содержатся в кофе и чае). Накопление мочевой кислоты в крови служит стимуляции мозговой деятельности.
Организм в норме содержит около 1 грамма мочевой кислоты. В организме подагрика ее содержится 20 – 30 граммов.
Если повышенный уровень уратов в крови не сопровождается подагрой, то это состояние принято называть гиперурикемией . В списке Эфроимсона несколько гениальных подагриков: Джованни Медичи, Козимо Старший, Лоренцо Великолепный, Томас Мор, Эразм Роттердамский, Мазарини, Черчиль, Бэнджамин Франклин, Иван III, Иван Грозный, Борис Годунов, И.С. Тургенев, Бетховен – во всей его жизни проявилась типичная подагрическая черта – полное игнорирование всего, что не относилось к делу, к музыке, к творчеству, даже сублимирование влюбленности творчеством; Микеланджелло, Бернард Барух, Рубенс, Рембрандт, Ренуар, Филдинг, Стендаль, Мопассан, Пушкин и др. Конечно, одной подагричности недостаточно. Необходима одаренность.
2. Наследственная форма диспропорционального гигантизма – синдром Марфана. Для этого синдрома характерны очень длинные, тонкие конечности при коротком худощавом теле, крупные кисти рук и стопы, подвывих хрусталика, аневризма аорты и усиленный выброс катехоламинов – природных веществ, некоторые из которых являются гормонами надпочечников (адреналин, норадреналин и некоторые другие). Особенно мощный выброс катехоламинов происходит при стрессах (сильном психическом и физическом напряжении, что позволяет организму преодолевать огромного уровня физические и психические нагрузки).
Но при стрессах происходит одномоментный выброс адреналина в кровь, тогда как при синдроме Марфана количество катехоламинов в крови повышено постоянно. Талантливые, одаренные обладатели синдрома Марфана отличаются огромной энергией и способностью к напряженному и длительному интеллектуальному труду.
Синдром Марфана – редчайший. Он встречается 1 раз на 100 тысяч рождений. Среди 400 гениев с таким синдромом 9 человек: ихтиолог Никольский, Чуковский, де Голль, Лиддель Гарт, Андерсен, Линкольн, Тесла, Аббе, Кюхельбекер.
3. Андрогенный (также гормональный) механизм стимуляции умственной деятельности – синдром Морриса. Это «тестикулярная феминизация» – очень не часто встречающийся наследственный синдром (один случай на 20 – 50 тысяч рождений). Он вызван наличием мужского набора хромосом, вызывающим образование семенников, обычно хорошо прощупывающихся в виде легкой паховой грыжи у женщин. Но при мужском наборе хромосом существует наследственная невосприимчивость соматических тканей к мужским половым гормонам, которые в норме должны на эти ткани воздействовать. В результате развивается стройная, сильная, красивая женщина, но с отсутствием ежемесячных недомоганий и бесплодная. У обладателей синдрома Морриса отмечаются умственная энергия, физическая выносливость и сила (например, Жанна д` Арк – к концу 19 века ей было посвящено 2117 крупных произведений, в частности, 600 больших поэм, 200 драм, 16 опер).
Следовательно, повышенное количество андрогенов в крови может оказывать тонизирующий, допинговый эффект. У мужчин это явление называется гиперандрогенией. Гиперандрогения была отмечена у Петра I, Байрона, Пушкина, Лермонтова, Альфреда де Мюссе, Бальзака, Гейне, Льва Толстого. У многих из них повышенный сексуальный тонус сохранялся до глубокой старости (Гете). И если биографии многих замечательных деятелей свидетельствуют об их полном отказе от секса, то в этих случаях чаще всего нужно говорить о явной сублимации сексуального влечения и переводе его в творческую энергию (Кант, Бетховен).
Воздержание при высокой половой силе связано с творческим вдохновением. Известно изречение: «Из пророка, познавшего женщину, 77 дней не говорит Бог».
4. На базе маниакально-депрессивного психоза циклотимическая акцентуация характера. Циклотимики (в отличие от шизотимиков) характеризуются более или менее регулярным чередованием разных фаз настроения, физического и психического тонуса. Фазы подъема, энергичной деятельности, оптимизма и веры в свои силы сменяются фазами снижения общего тонуса, пониженной активностью, расслабленностью, ухудшением настроения, пессимизмом, вплоть до суицида: Ван Гог, Дизель, Рузвельт, Черчилль, Гете, Линней, Колдридж, Пушкин, Гоголь, Л. Толстой (потомок Пушкина), Шуман, Сен-Симон, Огюст Конт, Гаршин, Диккенс, Хемингуэй, Лютер. Известно, что гипоманиакальная форма и депрессия обычно встречается у 4 человек на 1 тысячу. В списке гениев Эфроимсона эта цифра больше, по крайней мере в 10 раз, – 4 человека из 100. В их биографиях отмечены и меланхолия, и периоды отчаяния, и попытки самоубийства.
У А. С. Пушкина отмечают сразу наличие 3-х «стигм» гениальности: подагру, гиперандрогению, циклотимическую акцентуацию характера.
Гипоманиакальным циклотимиком был и Николай Васильевич Гоголь. Все им написанное – от 20 до 32 лет, причем каждую весну и лето он находился в состоянии тяжелейшей депрессии. Пушкин не любил весну и лето, так как в противоположность большинству людей у циклотимиков резко падает настроение и работоспособность весной и летом, четко поднимаясь осенью. Вот эта сезонность очень характерна для Пушкина и Гоголя. У Л. Толстого бывали депрессии от 2 до 7 лет.
5. Пятая «стигма» гениальности – размер лба, высота лба.
Конечно, сам по себе большой лоб не гарантирует наличия высокого интеллекта, однако несомненно, что преимущественное развитие головного мозга и особенно его лобных отделов полностью узаконивает постановку проблемы о существовании какой-то связи непропорционально большого лба, большой головы с уровнем интеллекта, с гениальностью, одаренностью (не надо смущаться существованием гигантолобых идиотов-гидроцефалов). Это Маркс, Ленин, Энгельс, Бетховен, Лист, Наполеон, Шекспир, Вольтер, Гете, Антон Рубинштейн, Кант, Дарвин, Ломоносов, Мендель.
Таким образом, можно сделать некоторые выводы. На данный момент, в науке пока нет точных данных, что такое способности и задатки, в чём они состоят. Возможно, задатки, это некоторые свойства нервной системы – степень общей активности, повышенная чувствительность нервных структур и т. д. Возможно, это какая-то специальная предрасположенность, например, к восприятию звуков, красок, пространственных форм и т. д. То, насколько проявится и оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития. По результатам этого развития, т. е. по наличной способности, нельзя сказать, каков был «вклад» задатка. Пока нет способов определить меру участия генотипического фактора в развитии способностей.
Становление и развитие способностей связано с прохождением ребёнка через различные сензитивные периоды с возможным научением в эти периоды по типу «запечатления». У одарённых детей возможна синхронизация нескольких сензитивных периодов, обычно сменяющих друг друга, тогда возможности развития их способностей многократно увеличиваются.
Неотъемлемый компонент способностей – повышенная мотивация. Она обеспечивает интенсивную и, в то же время, естественно организующуюся деятельность, необходимую для развития способностей.
Вопросы для повторения
Какие подходы к изучению способностей вы знаете?
Дайте определение способностей и задатков. Чем, по-вашему, они различаются?
Какие виды способностей вы знаете? Дайте им определения.
Расскажите о биосоциальных факторах гениальности.
Назовите факторы, влияющие на развитие способностей. Приведите примеры.
Какими способностями обладаете вы? Что, по-вашему, способствовало развитию ваших способностей?
Рис. 36. Способности (студент Г. Касаткин, ЭиУ-428)
Рис. 37. Способности (студентка Ю. Гоглидзе, ЭиУ-428)
ВАРИАНТ 1.
1. Кому принадлежит термин «клиническая психология»? 3) Уитмеру;
2.Кто первым открыл экспериментально-психологическую лабораторию в России? 2) Бехтерев;
4. Назовите основателя научной психологии: 1) Вундт;
5. Укажите психолога, внесшего наибольший вклад в развитие патопсихологии в России: 3) Зейгарник;
6. Основателем нейропсихологической школы в России является: 4) Лурия.
7. Кто является основоположником бихевиоризма? 3) Уотсон;
8. Назовите основателя глубинной психологии: 2) Фрейд;
9. Кто разработал психологию отношений? 3) Мясищев;
10. Кому принадлежит разработка психологии деятельности? 3) Леонтьеву;
ВАРИАНТ 2. ё
1. Клиническая психология оказывает значительное влияние на развитие следующих отраслей медицины, кроме: 2) травматологии;
2. Теоретические и практические проблемы какой специальности не могут разрабатываться без клинической психологии: 3) психотерапии;
3. Кем был предложен термин «биоэтика»? 3) Поттером;
4. Клиническая психология оказывает значительное влияние на развитие следующих общетеоретических вопросов психологии, кроме:
3) разработки философско-психологических проблем;
5. Какая этическая модель в клинической психологии получила наибольшее развитие в последней четверти XX в.? 2) биоэтика;
6. Какой принцип в клинической психологии может конкретизироваться как этиология и патогенез психопатологических расстройств? 2) принцип развития;
7. Кто ввел в обращение термин «деонтология»? 3) Бентам;
ВАРИАНТ 3.
1. К числу первых попыток локализовать ВПФ в коре головного мозга относятся работы: 2) Галля;
2. Основным предметом реабилитационной нейропсихологии является:
3) восстановление утраченных из-за травмы или болезни высших психических функций;
4. Зона ближайшего развития - это: 2) то, что может ребенок с помощью взрослого;
5. Системообразующим фактором для всех типов функциональных объединений в соответствии с концепцией Анохина является: 4) цель.
6. Термин «гетерохронность» в нейропсихологии обозначает:
2) неодновременность развития функций;
7. Изменчивость мозговой организации функций является отражением:
2) принципа динамической локализации функций;
8. Жесткость организации мозговых функций обусловлена:
4) последними двумя обстоятельствами.
9. Основным тезисом эквипотенционализма является:
4) равноценность роли всех зон мозга в реализации психической деятельности.
10. Медиобазальные отделы головного мозга по классификации Лурия относятся:
1) к энергетическому неспецифическому блоку;
11. Инструментом выделения нейропсихологического фактора является:
3) синдромный анализ;
12. Отличие асинхронии от гетерохронии в развитии психики ребенка заключается: 1) в том, что гетерохрония является естественным фактором развития;
13. Нарушение контроля за исполнением собственного поведения в основном связано с: 1) патологией лобных долей;
14. К числу задач, решаемых с помощью методов нейропсихологической диагностики, не относится: 4) выбор форм нейрохирургического вмешательства.
15. Расстройства различных видов ощущений называются:
3) сенсорными расстройствами;
16. Общим признаком зрительных агнозий являются:
4) потеря способности узнавания.
17. Неспособность опознать плоский предмет наощупь с закрытыми глазами называется: 2) тактильной агнозией;
18. Аутотопагнозия - признак: 2) верхнетеменного поражения;
19. Принцип сенсорных коррекций сложных движений был разработан:
4) Бернштейном.
20. Замена нужных движений на шаблонные является признаком:
4) регуляторной апраксии.
21. Приобретенное речевое расстройство вследствие поражения левого полушария называется: 4) афазией.
22. Поражение теменно-затылочной зоны левого полушария часто приводит к:
3) семантической афазии;
23. Основным дефектом при вербальной алексии является:
2) нарушения симультанного узнавания;
24. Аграфия - это: 4) нарушение способности правильно по форме и смыслу писать.
25. Акалькулия часто сочетается с: 1) семантической афазией;
26. Неспецифические расстройства памяти преимущественно связаны с работой:
1) первого блока мозга;
27. «Полевое поведение» является результатом поражения: 1) лобных долей;
28. Экспериментальным приемом обнаружения модально-специфических нарушений внимания является:
2) одновременное предъявление двух стимулов парным анализаторам;
29. Дефекты мышления, связанные с опосредованием речевых связей, вызываются: 2) левовисочными поражениями;
30. «Круг Пейпеса» в основном описывает циркуляцию эмоциональных процессов: 3) внутри лимбической системы;
31. Поражение конвекситальных отделов лобных долей мозга вероятнее приведет к такому эмоциональному состоянию, как: 1) безразличное благодушие;
32. Процесс опознания от общего к частному более представлен:
1) в левом полушарии;
33. Левшество - это:
2) совместное преобладание леворасположенных парных органов над правыми;
34. Особенностью очаговых поражений мозга у детей является:
1) слабая выраженность симптоматики;
ВАРИАНТ 4.
1. К основным принципам патопсихологического исследования по Зейгарник относятся все указанные, кроме:
2) стандартизации процедуры проведения эксперимента и анализа данных;
2. Существенными характеристиками внимания являются все указанные, кроме:
2) разноплановость;
3. Буквенную корректурную пробу для исследования внимания предложил:
3) Бурдон;
4. Основателем отечественной школы патопсихологии является: 4) Зейгарник.
5. К типичным нарушениям мышления при шизофрении относятся все указанные, кроме: 4) склонности к детализации.
6. Для исследования мышления используются все указанные методики, кроме:
4) «10 слов».
7. Память может характеризоваться всеми указанными видами, кроме:
2) познавательной;
8. Типичными нарушениями мышления при эпилепсии являются все указанные, кроме: 3) актуализации малозначимых «латентных» признаков;
ВАРИАНТ 5.
1. В классической психосоматике выделяют три группы расстройств, кроме:
4) вегетозов.
2. Представителем антропологического направления в психосоматике является:
4) Вайзеккер.
3. Термин «психосоматика» в медицину ввел: 3) Хайнрот;
4. Создателем кортико-висцеральной патологии, как одного из направлений психосоматики, является: 3) Быков;
5. Современная биопсихосоциальная модель болезни разработана: 3) Энгелем;
7. Поведенческий тип А «является фактором риска»:
4) сердечно-сосудистых заболеваний.
8. Конверсионные расстройства, положившие начало психоаналитическому направлению в психосоматике, были описаны: 3) Фрейдом;
9. Термин «алекситимия» ввел: 3) Сифнеос;
10. Концепцию «органных неврозов» разработал: 4) Дойч.
ВАРИАНТ 6.
1. Вид психического дизонтогенеза, при котором наблюдается возврат функции на более ранний возрастной уровень, как временного, так и стойкого характера:
2) регрессия;
2. Вид психического дизонтогенеза, при котором наблюдается грубая дезорганизация либо выпадение функции: 1) распад;
3. Вид психического дизонтогенеза, при котором отмечается запаздывание или приостановка психического развития: 3) ретардация;
4. Форма психического дизонтогенеза, при котором отмечается выраженное опережение развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительное отставание темпа и сроков созревания других функций и свойств: 1) асинхрония;
5. Социально обусловленный вид непатологических отклонений в психическом развитии: 3) педагогическая запущенность;
6. К социально обусловленным видам патологических нарушений онтогенеза относится: 2) патохарактерологическое формирование личности;
7. Общее психическое недоразвитие, это: 2) олигофрения;
8. Отличительная черта мышления умственно отсталых: 2) некритичность;
9. Эмоции умственно отсталых: 1) недифференцированы;
10. Тотальность поражения психических функций характерна для: 1) олигофрении;
11. Синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций обозначаются термином: 3) задержка психического развития;
12. Аномалия характера, неправильное, патологическое развитие, характеризующееся дисгармонией в эмоциональной и волевой сферах, это:
3) психопатия;
ВАРИАНТ 7.
1. Реактивные состояния, которые проявляются преимущественно нарушением поведения и ведут к социально-психологической дезадаптации, называются:
1) патохарактерологические реакции;
2. Непатологические нарушения поведения, которые проявляются только лишь в определенных ситуациях, не ведут к дезадаптации личности и не сопровождаются соматовегетативными нарушениями, называются: 2) характерологические реакции;
3. Становление незрелой личности у детей и подростков в патологическом, аномальном направлении под влиянием хронических патогенных воздействий отрицательных социально-психологических факторов, это:
3) психогенное патологическое формирование личности;
4. Патологические состояния, характеризующиеся дисгармоничностью психического склада личности, тотальностью и выраженностью расстройств, препятствующие полноценной социальной адаптации субъекта, это: 2) психопатии;
5. Нарушения поведения, которые квалифицируются на основе правовых норм, обозначаются как: 3) криминальное поведение;
6. Нарушения поведения, которые квалифицируются на основе морально-этических норм, обозначаются как: 1) делинквентное поведение;
7. Форма отклоняющегося поведения, характеризующаяся стремлением к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или фиксации на определенных видах деятельности, это: 2) аддиктивное поведение;
ВАРИАНТ 8.
1. Коммуникативная компетентность врача повышается с развитием такого качества, как: 3) способность к эмпатии;
2. Аффилиация - это: 2) стремление человека быть в обществе других людей;
3. Эмпатия - это: 1) способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию;
4. Коммуникативная компетентность врача снижается под воздействием следующих свойств: 2) повышенная тревожность;
5. Коммуникативный барьер во взаимоотношениях может быть связан с высоким уровнем: 4) депрессивности.
6. Тревога - это эмоция:
7. Синдром эмоционального сгорания - следствие:
1) неуверенности в себе и повышенной ответственности;
8. Профессиональная адаптация заключается в:
4) совершенствовании профессионализма, установлении адекватной эмоциональной дистанции с больными, формировании индивидуального врачебного «имиджа».
9. Сокращение психологической дистанции с больным допустимо:
3) в ситуациях, когда возникает угроза жизни больного;
10. Первое впечатление больного о враче:
1) складывается в первые 18 секунд знакомства;
11. Ощущение психологического контакта дает элемент невербального общения:
1) взгляд в глаза;
12. В профессиональном общении врача с больными предпочтительны позы:
4) естественные асимметричные открытые.
13. Активная жестикуляция больного чаще всего связана с:
2) высоким уровнем тревоги;
14. Для депрессивного больного характерно: 4) мимика скорби.
15. Ускоренная речь чаще характеризует: 3) тревожного пациента;
16. Громкая речь чаще отмечается у: 4) пациентов в гипоманиакальном состоянии.
17. В течение фазы ориентации врач:
3) формулирует ряд гипотез (определяет зону поиска);
18. В процессе фазы аргументации врач имеет основания для:
2) постановки предварительного диагноза;
19. Проекция - это: 3) перенос больным на врача прошлого опыта взаимоотношений со значимыми людьми;
20. В результате сочетания положительного переноса и положительного контрпереноса во взаимоотношениях «врач - больной»:
1) повышается вероятность возникновения неформальных взаимоотношений между ними;
21. Основная задача врача в фазе корректировки:
2) оказание эмоциональной поддержки больному;
22. Адаптация пациента к условиям стационара длится приблизительно:
1) около 5 дней;
23. Лекарства, назначенные врачом, остаются неиспользованными:
1) как минимум на 20 %;
24. Эффект «плацебо» - это:
1)эффективность фармакологически нейтральных «лекарственных форм»;
25. Поведение аггравации характеризуется: 3) преувеличением симптомов болезни;
26. В структуре внутренней картины болезни выделяют следующие основные компоненты: 4) сенситивный, эмоциональный, рациональный и мотивационный.
27. Адаптивные механизмы, направленные на редукцию патогенного эмоционального напряжения, предохраняя от болезненных чувств и воспоминаний, а также от дальнейшего развития психологических и физиологических нарушений, называют: 2) механизмами психологической защиты;
28. Возврат на более раннюю стадию развития или к более примитивным формам поведения, мышления называют: 4) регрессией.
29. Защита от угрожающего объекта путем отождествления с ним называют:
3) идентификацией;
30. Наиболее продуктивными копинг-стратегиями больных считаются:
1) сотрудничество и активный поиск поддержки;
31. Диссимуляция - это: 2) сознательное сокрытие симптомов болезни;
32. Анозогнозия - это: 2) бессознательная реакция: неосознавание болезни;
33. Ипохондрия - это: 1) болезненно преувеличенное беспокойство за свое здоровье;
34. Симуляция - это:
1) сознательное изображение симптомов несуществующего заболевания;
35. К «трудным» относятся пациенты, имеющие:
2) депрессивные черты с суицидальной настроенностью;
36. Врач как больной - это: 3) самый «трудный» и «нетипичный» больной;
1) руководства;
38. Партнерская модель взаимоотношений «врач - больной» широко используется в: 4) психотерапии.
ВАРИАНТ 9.
1. Психологическая помощь в общесоматических лечебно-профилактических учреждениях оказывается клиническим психологом:
4) совместно с врачом-психиатром и врачом-психотерапевтом.
2. Нормативом обеспечения стационарного психотерапевтического отделения является должность клинического психолога: 1) на 20 коек;
3. Нормативом кадрового обеспечения должностями клинических психологов психотерапевтического кабинета является:
4) должность клинического психолога на один психотерапевтический кабинет.
4. При проведении психотерапии пациента с невротическим состоянием врач-психотерапевт и клинический психолог взаимодействуют следующим образом:
4)врач-психотерапевт и клинический психолог совместно проводят психотерапию с учетом ее различной направленности и целей.
5. Основным содержанием последипломного обучения клинических психологов по клинической психологии является:
3) психодиагностика, психокоррекция в различных клинических группах, тренинги, супервизия;
ВАРИАНТ 10.
Вопрос 1. К методам исследования в клинической психологии относится все за исключением одного: д) амитал-кофеиновое растормаживание
Вопрос 2. К принципам клинического интервьюирования относится все за исключением одного: г) стереотипность
Вопрос 3. Клиническое интервьюирование состоит из: г) 4 этапов
Вопрос 4. Длительность первого интервью должна составлять: г) 50 минут
Вопрос 5. Гарантия конфиденциальности предоставляется клиенту на:
а) I этапе интервью
Вопрос 6. Антиципационный тренинг проводится на: г) 4 этапе интервью
Вопрос 1. В понятие историко-культурной базы по ЖЛакану включается все за исключением одного: в) профессия
Вопрос 8. Метод пиктограмм используется для исследования: а) памяти
Вопрос 9. Методика Мюнстерберга используется для исследования: б) внимания
Вопрос 10. Совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности больных, выраженных в психологических понятиях называют: в) патопсихологическим синдромом
Вопрос 11. Эмоционально-волевые расстройства, нарушения структуры и иерархии мотивов, неадекватность самооценки и уровня притязаний, нарушение мышления в виде «относительного аффективного слабоумия», нарушение прогнозирования и опоры на прошлый опыт входят в структуру:
в) психопатического симптомокомплекса
Вопрос 12. Опора в мышлении на латентные признаки, выявленная при проведении методики «пиктограммы» указывает на наличие:
а) шизофренического симптомокомплекса
Вопрос 13. Тест Люшера используется для оценки: д) эмоциональных переживаний
Вопрос 14. Исследование, направленное на оценку состояния высших психических функций, особенностей функционирования асимметрии полушарий называется: а) нейропсихологическим
Вопрос 15. Способность узнавать предъявляемые предметы на ошупь называется: б) стереогнозисом
Вопрос 16. Миннесотский многопрофильный опросник личности позволяет выявить: в) личностный профиль
Вопрос 17. Оценка аффективной ригидности по данным теста MMPI производится по: г) 6 шкале
Вопрос 18. К методам исследования внимания относят все методики за исключением одной: г) тест Равена
Вопрос 19. Оценка эффективности психологических способов воздействия на человека включает все из нижеперечисленных критериев за исключением одного:
г) критерий степени улучшения партнерских (сексуальных) от-- ношений
Вопрос 20. Анализ визуального контакта в процессе клинического интервьюирования позволяет оценить:
б) индивидуально-психологические особенности
ВАРИАНТ 11.
Вопрос 1. Индивидуальное целостное психическое переживание в процессе диагностики психических расстройств называется: в) феноменом
Вонрос 2. «В связи с возможностью полного феноменологического сходства психической болезнью (психопатологическим симптомов) признается лишь то, что может быть таковой доказано» - гласит принцип: а) Курта Шнайдера
Вопрос 3. Наряду с критерием доказанности в принцип Курта Шнайдера включается и критерий: д) вероятности
Вопрос 4. Диагностический принцип, при котором требуется «воздерживаться от преждевременных суждений» обозначается принципом: б) эпохе
Вопрос 5. Оценка состояния индивида типа: «У больного скорбное выражение лица» не учитывает одного из нижеследующих диагностических принципов:
а) контекстуальности
Вопрос 6. Для убедительной диагностики психопатологических симптомов принципиально важными являются законы: д) логические
Вопрос 7. Феноменологический подход к диагностическому процессу использует принципы: б) понимающей психологии
Вопрос 8. К понятию «нозос» в отличие от «патос» относятся все за исключением одного: а) устойчивые психопатологические состояния
Вопрос 9. Для диагностики психической реакции следует учитывать, что ее длительность не должна превышать: г) 6 месяцев
Вопрос 10. Психическое состояние, характеризующееся тяжелым на1 рушением психических функций, контакта с реальной действительностью, дезорганизацией деятельности обычно до асоциального поведения и грубым нарушением критики называется: б) психозом
Вопрос 11. Одним из наиболее значимых диагностических критериев отграничения психотических от непсихотических психических расстройств является критерий; в) некритичности к расстройствам
Вопрос 12. Психические реакции, состояния и развития, вызванные наследственно-конституциональными причинами, относятся к одному из следующих типов психического реагирования: б) эндогенному
Вопрос 13. Истерические и ипохондрические непсихотические симптомы являются признаками одного из следующих типов психического реагирования:
г) личностного
Вопрос 14. Феномен «уже виденного» является признаком одного из следующих типов психического реагирования а) экзогенного
Вопрос 15. Продолжительное и необратимое нарушение любой психической функции, общего развития психических способностей или характерного образа мышления, ощущения и поведения, составляющего отдельную личность называется: в) дефектом
Вопрос 16. Абулия относится к одной из следующих групп психических расстройств; б) негативным расстройствам
Вопрос 17. Состояние полного или частичного возмещения (замещения) нарушенных в связи с болезнью психических функций называется: б) компенсацией
Вопрос 18. Появление у индивида таким особенностей поведения, как дурашливость, нелепость, импульсивность в сочетании с нецеленаправленностью поведения называется: б) гебефренией
Вопрос 19. Бесплодное, бесцельное основанное на нарушении мышления мудрствование называется: д) резонерством
Вопрос 20. При интраверсии в отличие от аутизма, как правило, отмечается:
а) критичность к собственной замкнутости
ВАРИАНТ 12
Вопрос 1. Эффект Зейгарник относится к психологическому процессу:
б) памяти
Вопрос 2. Минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение называется:
б) абсолютным нижним порогом ощущений (порогом чувствительности)
Вопрос 3. Ощущения, связанные с сигналами, возникающими вследствие раздражения рецепторов, находящихся в мышцах, сухожилиях или суставах называются: в) проприоцептивными
Вопрос 4. Психофизический закон Вебера-Фехнера описывает:
д) зависимость силы ощущения от величины действующего раздражителя.
Вопрос 5. В результате восприятия образуются все нижеследующие свойства образа за исключением: г) уникальность
Вопрос б. Процесс восприятия, при котором элементы, выступающие как части знакомых фигур, контуров и форм, с большей вероятностью объединяются именно в эти фигуры, форму, контуры называется принципом: г) «естественного продолжения»
Вопрос 7. Расстройство восприятия, при котором происходит образование и восприятие причудливых зрительных образов на основе слияния элементарных особенностей объекта называется: б) парейдолическими иллюзиями
Вопрос 8. Расстройство узнавания частей собственного тела называется:
а) соматоагнозией
Вопрос 9. Внимание обладает всеми нижеследующими свойствами за исключением: г) длительности
Вопрос 10. Средний объем внимания человека составляет:
в) 5-7 единиц информации
Вопрос 11. Процесс лучшего запоминания незавершенных действий по сравнению с завершенными называется: б) эффектом Зейгарник
Вопрос 12, Расстройство памяти, характеризующееся нарушением за-печатления получаемой человеком информации и резко ускоренным процессом забывания, называется: в) фиксационной амнезией
Вопрос 13. Нарушение хронологии в памяти, при котором отдельные имевшие место в прошлом события переносятся в настоящее, называется:
в) псевдореминисценцией
Вопрос 14. К мыслительным операциям относится все нижеперечисленное за исключением: а) суждения
Вопрос 15. Умозаключение относится к: б) мыслительным процессам
Вопрос 16. Снижение уровня обобщений и искажение процесса обобщения относят к: б) нарушениям операционной стороны мышления
Вопрос 17. Расстройство мышления, при котором значительно (максимально) затрудняется образование новых ассоциаций вследствие длительного доминирования одной мысли, представления называется: в) персеверацией
Вопрос 18. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, а также создания представления об истинном отношении к субъекту со стороны окружающих называется: д) рефлексией
Вопрос 19. Антиципация - это:
б) способность человека предвосхищать ход событий, прогнозировать вероятные исходы различных действий
Вопрос 20. Особо выраженные эмоциональные состояния человека, сопровождающиеся существенными изменениями в поведении называют:
г) аффектами
Вопрос 21. Наиболее значимым дифференциально-диагностическим критерием патологического аффекта является: б) наличие расстройств сознания
Вопрос 22. Алекситимией называется:
д) неспособность точно описать свое эмоциональное состояние
Вопрос 23. Канцерофобия - это: а) навязчивый страх заболеть раком
Вопрос 24. К парабулиям относятся все нижеперечисленные расстройства за исключением: б) аутизма
Вопрос 25. Патологическое непреодолимое влечение к бродяжничеству называется: б) дромоманией
Вопрос 26. Выделяются следующие виды автоматизмов за исключением:
д) галлюцинаторный
Вопрос 27. Грезоподобное нарушение сознания, сопровождающееся состояниями «зачарованности» или эйфории, называется: а) онейроидом
Вопрос 28. Среди больных неврозами отмечается тенденция к увеличению лиц с:
г) низким и высоким интеллектом
Вопрос 29. Недифференцированность реальных и идеальных целей, неумение объективно оценить возникающую ситуацию, увидеть ее не только в актуальной сиюминутности чаще встречается при:
б) личностных (психопатических) расстройствах
Вопрос 30. Патологический полисемантизм, при котором слова начинают приобретать множественное значение и нередко смысловая структура слова расшатывается, чаще встречается при: в) шизофренических расстройствах
ВАРИАНТ 13
Вопрос I. Выделяются все нижеследующие научные платформы, оценивающие этиопатогенез невротических расстройств за исключением: д) астрологическая
Вопрос 2. Жизненное событие, затрагивающее значимые стороны существования человека и приводящее к глубоким психологическим переживаниям, называется: б) психотравмой
Вопрос 3. Наиболее важной характеристикой жизненного события, способного вызвать невротические расстройства является его: д) значимость
Вопрос 4. Количественная оценка патологичности жизненных событий носит название шкалы: а) Холмса-Рея
Вопрос 5. Невротический конфликт, который характеризуется чрезмерно завышенными претензиями личности, сочетающимися с недооценкой или полным игнорированием объективных реальных условий или требований окружающих, обозначается: а) истерическим
Вопрос 6. Условно-патогенные психические травмы связаны, в первую очередь, с: в) системой отношений личности
Вопрос 7. Антиципационная концепция неврозогенеза отмечает принципиальную значимость: д) неспрогнозированности психических травм
Вопрос 8. Наибольшую роль в появлении и формировании невротических расстройств играют свойства: г) личности
Вопрос 9. Посттравматическое стрессовое расстройства связано, в первую очередь, с: б) событиями, выходящими за рамки обыденного жизненного опыта
Вопрос 10. Расстройства, возникающие вследствие складывающейся психогенно-актуальной для большого число людей социально-экономической и политической ситуацией, обозначаются:
а) социально-стрессовыми психическими расстройствами
Вопрос 11. К вариантам кризиса идентичности относятся все нижеследующие за исключением: б) мистического
Вопрос 12. Расстройства, характеризующиеся частичной или полной утратой нормальной интеграции между памятью на прошлое, нарушением осознания идентичности и непосредственных ощущений, а также нарушениями контролирования движений собственного тела называются:
д) конверсионными (диссоциативными).
Вопрос 13. Диссоциативный ступор характеризуется:
б) состоянием обездвиженности
Вопрос 14. Поведение человека вслед за острой психотравмой, характеризующееся детскостью, встречается при: г) пуэрильном синдроме
Вопрос 15. К.Ясперс описал принципиальную за диагностики невротических расстройств: а) триаду
Вопрос 16. Обсессии входят в структуру: г) ананкастического синдрома
Вопрос 17. Агорафобия - это г) навязчивый страх открытых пространств
Вопрос 18. Выделяются все нижеперечисленные этапы формирования невротических расстройств за исключением: г) психокоррекционный
Вопрос 19. У больных с невротическими расстройствами, как правило, встречается: в) моновариантный тип вероятностного прогнозирования
Вопрос 20. Нежелание больных в период неразрешенного конфликта предпринимать каких бы то ни было действий, ведущих к его прояснению или исчезновению симптоматики, а также использовать методы психологической компенсации, обозначается: д) аттитюдной психокоррекцией
Вопрос 21. Невротический конфликт получает вторичный соматический ответ и переработку при: б) конверсионных симптомах
Вопрос 22. Психосоматические заболевания формируются, как правило, вследствие: г) внутриличностного конфликта
Вопрос 23. К классическим психосоматическим заболеваниям, входящим в т.н. «святую семерку» причисляют все нижеследующие за исключением:
а) инфаркта миокарда
Вопрос 24. Основным, внутриличностным конфликтом при гипертонической болезни является конфликт:
б) между агрессивными импульсами и чувством зависимости
Вопрос 25. Коронарный тип личности А предрасполагает к:
д) инфаркту миокарда
Вопрос 26. Тип личности В не предрасполагает к: д) инфаркту миокарда
Вопрос 27. Такие качества, как высокий уровень притязаний, выраженное влечение к достижению цели, стремление к конкурентной борьбе входят в структуру: а) типа личности А
Вопрос 28. Боль, возникающая в половых органах женщины только при коитальном контакте и затрудняющая или исключающая их, называется:
в) диспареунией
Вопрос 29, Агрипнический синдром - это
в) невротическое расстройство в виде бессонницы
Вопрос 30. Бледность и сухость кожи, похолодание конечностей, блеск глаз и легкий экзофтальм, неустойчивость температуры, склонность к тахикардии, тахипноэ, тенденция к повышению артериального давления, мышечная дрожь, парестезии, зябкость, неприятные ощущения в области сердца встречается при:
б) симпатикотонической форме вегетососудистой дистонии
ВАРИАНТ 14.
Вопрос 1. Понятие «зона ближайшего развития» предполагает, что:
а) обучение должно идти впереди развития
Вопрос 2. Процесс формирования в структуре старой новых видов деятельности, характерных для следующего возрастного периода, сопровождающейся созреванием или перестройкой частных процессов и основным» психологическими изменениями личности, называется: г) ведущей деятельностью
Вопрос 3. Психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь называются: д) новообразованиями
Вощин. 4. Возрастными психологическими кризами называют:
б) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями
Вопрос 5. Период зрелости возникает в возрасте: г) 35-60 лет
Вопрос 6. «Комплекс оживления» характерен для: а) периода новорожденности
Вопрос 7. Отсутствие «комплекса оживления» считается характерным признаком: а) синдрома раннего детского аутизма
Вопрос 8. Кризис первого года жизни характеризуется:
д) становлением ходьбы и речи
Вопрос 9. Гипердинамический синдром является типичным для:
в) детей в возрасте 3-5 лет
Вопрос 10. Ведущей деятельностью детей дошкольного и младшего школьного возраста является: д) игра
Вопрос 11. Игровая деятельность, во время которой на длительный период человек способен «перевоплотиться» в животное, выдуманный образ или неодушевленный предмет, называется: б) патологическим фантазированием
Вопрос 12. Реакция, выражающаяся настойчивым стремлении подростка добиться успеха в той области, в которой он слаб, называется:
б) реакцией гиперкомпенсации
Вопрос 13. Руководство человеком эгоистическими соображениями взаимной выгоды при совершении тех или иных поступков относится к проявлениям:
в) доморальному уровню морали
Вопрос 14. «Кризис средних лет» наступает, как правило, в возрасте:
б) ЗО±2 лет
Вопрос 15. Типичными психологическими особенностями пожилых людей являются все нижеперечисленные за исключением: б) альтруизма
Вопрос 16. Семейный паттерн, при котором у члена семье вырабатывается игнорирование наличия проблем или заболеваний, называется: д) анозогнозическим
Вопрос 17. Развитие шизофрении у ребенка происходит вследствие семейного воспитания по типу: д) ни один из ответов неверен
Вопрос 18. Конфликт между семейными традициями, к примеру, в выборе профессии или рода занятия, и желаниями, идущими с ними вразрез, называется (по Н.Пезешкиану): г) уникальность-тождественность
Вопрос 19. Семья вырабатывает у ее членов саногенное мышление в целью:
б) уменьшения внутреннего конфликта, напряженности, и предотвращения заболеваний
Вопрос 20. Реакция эмансипации характерна для: д) подростков
Коммунистическая партия и советское государство уделяли огромное внимание охране здоровья подрастающего поколения, рассматривая это как важнейшую государственную задачу. В СССР созданы государственные системы охраны здоровья детей и подростков, охраны материнства и детства. Характерно, что в дореволюционной России насчитывалось всего 600 детских врачей, а в 1976 г. их было более 96 тысяч. Конституцией СССР гарантировано осуществление специальных мероприятий по охране труда и здоровья женщин; создание условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовая защита, материальная и моральная поддержка материнства и детства.
В педиатрической службе особенно ярко реализуется ведущий принцип организации советского здравоохранения, как профилактическая направленность. В организации охраны детства особенно обязательной является диспансеризация, в которой воплощен синтез профилактической и лечебной медицины.
Постоянный и непрерывный процесс внедрения научных достижений в практику детского здравоохранения осуществляется одновременно с совершенствованием всей системы организации здравоохранения детского возраста. На ранних этапах организации медицинского обслуживания детей были созданы детские консультации которые в 1948 г. объединены с детскими амбулаториями в единые детские поликлиники. Развивается специализированная помощь, организуются специализированные отделения, в которых на высоком уровне прочно находятся диагностика, лечение, выхаживание больных детей, создаются отделения интенсивной терапии и реанимации, это сочетается с укреплением основного звена всей лечебно-профилактической работы - детской поликлиники.
Заметно усиливается тенденция этапности лечения больных детей с хроническими заболеваниями: поликлиника - стационар - санаторий. Особое значение в профилактической работе среди детского населения приобретает развитие сети медико-генетической службы.
Большое внимание уделяется подготовке среднего медицинского персонала для детских больниц. Издаются учебники и монографии. Многие труды советских педиатров переведены на иностранные языки. В 60-е гг. 20 в. вышло в свет десятитомное руководство по педиатрии в котором отражены основные достижения советской педиатрической науки и практики здравоохранения
Заключение.
Советская клиническая медицина развивается в клинико-физиологическом и профилактическом направлениях. На новом, более высоком уровне развития находятся открытые ранее методы диагностики и техническая вооруженность врача-клинициста.
Достижения советской медицины велики во всех проявлениях – в ее связях с естествознанием, ее философских диалектико-материалистических концепциях, успехах науки, создании многочисленных крупных научных медицинских школ, широкой практической, профилактической деятельности, развитии общественных начинаний, деятельности обществ, съездов, медицинской периодической печати, привлечении трудящихся к делу охраны здоровья народа.
Медицинская наука и здравоохранение неразрывно гармонически связаны друг с другом. Государственный характер советского здравоохранения в значительной степени обусловливает возможности и пути развития медицинской науки.
Список использованной литературы
1. П.Е.Заблудовский и др. «История медицины». Учебник.М.: «Медицина», 1981.
2. Ю.П. Лисицин «История медицины». Учебник. М.: «ГЕОТАР-МЕД» 2004.
3. Т.С.Сорокина «История медицины». Учебник для студентов высших медицинских учебных заведений. М.: «Академия» 2005.
4. Б.В.Петровский «Большая медицинская энциклопедия», том 18,
М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1982.
5. Шабалов Н.П. «Педиатрия». Учебник. С.-П.;СпецЛит 2002г.
Как принято считать в психологии, способности человека развиваются из его природных задатков. Способности в основном тоже определяются скорее биологическими факторами - они отражают функциональную готовность организма к выполнению той или иной деятельности. Но эта готовность должна проявиться из задатков - организм (включая центральную нервную систему, психику) происходит своего рода настройку. Задатки и способности влияют на образование , и все вместе они влияют на успешность выполнения той или иной деятельности.Следует иметь в виду, что природные задатки могут проявляться, трансформироваться в способности в разные периоды жизни. Обычно, конечно, это происходит в детстве, отрочестве и юности, однако те же музыкальные способности могут проявиться и в три года, и в восемнадцать лет.
На развитие из задатков способностей огромное влияние оказывает социальное окружение : семья, друзья, школа и иные социальные институты. Социальное окружение является для человека в разном возрасте источником и собственного поведения, и информации. Социальное окружение погружает ребенка в новую для него деятельность, поддерживает в тех или иных начинаниях или препятствует этому. Важно, чтобы в окружении ребенка были люди, с которыми ему интересно общаться, у которых можно попросить ответа на любой вопрос, от которых можно ожидать созидательные инициативы.
Кроме социального окружения важно и материальное окружение : инструменты, разного рода технические возможности, источники информации и т.д. Известно, что Моцарт уже в три года проявил музыкальные способности. Однако, если бы в его окружении не имелось бы ни одного музыкального инструмента, этого бы не произошло.
При развитие способностей необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций. Важно поощрять любопытство и питать ребенка всей запрашиваемой информацией. Есть, например, такой сенситивный период восприятия мелких предметов (ребенок 1,5 - 2,5 лет). В этот период ребенок особо интересуется мелкими предметами. Если интересуется - надо такую возможность ему предоставить (с соблюдением разумных мер безопасности).
Желательно, чтобы в любой момент времени деятельность ребенка находилась в зоне оптимальной трудности . Очень простая деятельность приводит к снижению интересов, потере смысла в предсказуемости. Очень сложная деятельность может надолго отложить получение результата и удовлетворения, что сильно снижает мотивацию.
Если ребенок имеет выраженные природные задатки (реальные, а не придуманные родителями), то довольно важно этот факт констатировать как можно раньше и по возможности помогать ребенку раскрывать эти задатки в приоритетном порядке.
В связи с этим сразу стоит сказать о важности всестороннего развития интересов и способностей . Распространена ошибка, заключающаяся в замыкании на одном виде деятельности. Родители и сам ребенок считают, что не надо тратить время на посторонние вещи. На самом деле это может привести и к угасанию основного интереса, и к образованию слишком узкого специалиста. Довольно типичный пример - музыкант, который всю жизнь оттачивает свои музыкальные умения и навыки. Узость интересов и кругозора при этом приводит к невозможности развиться в композитора, автора песен или музыкального продюсера, даже если и есть такое желание. Способности имеют тенденцию распространяться на смежные виды деятельности, в этом расширении происходит общее развитие, которое потом "возвращается" к исходной способности.
Поэтому не следует забывать про поддержку любого интереса . Интерес это не склонность (по крайней мере до нее еще далеко). Если даже и затрагиваются какие-то скользкие, неприятные темы, родителю просто стоит провести некоторую разъяснительную работу. Для развития способностей очень важно опираться на истину, на знания. Ни в коем случае нельзя внушать ребенку, что знать что-то может быть тождественным плохому поступку.
Большинство способных людей очень ревниво относятся к успеху других людей, особенно одноклассников и близких коллег, соперничество для них - вечный источник энергии). Поэтому опора на соперничество - должно быть в арсенале и родителей, и учителей.
Соперничество часто порождает сотрудничество, а сотрудничество - соперничество. В общении, совместной работе, проектах, дискуссиях происходит становление очень многих талантливых людей - своего рода "обжиг". Опора на сотрудничество - это тоже та вещь, которую над иметь в своей педагогической копилке.
Контрольные вопросы
1. Клиническая психология оказывает значительное влияние на развитие сле
дующих отраслей медицины, кроме:
О психиатрии;
© травматологии;
© неврологии;
О нейрохирургии.
2. Теоретические и практические проблемы какой специальности не могут раз
рабатываться без клинической психологии:
О фитотерапии;
© физиотерапии;
© психотерапии;
О лучевой терапии.
3. Кем был предложен термин «биоэтика»?
© Хайдеггером; © Поттером;
О Юдиным.
4. Клиническая психология оказывает значительное влияние на развитие сле
дующих общетеоретических вопросов психологии, кроме:
О анализа компонентов, входящих в состав психических процессов;
© изучения соотношения развития и распада психики;
© разработки философско-психологических проблем;
О установления роли личностного компонента в структуре различных форм психической деятельности.
5. Какая этическая модель в клинической психологии получила наибольшее
развитие в последней четверти XX в.?
О модель Гиппократа;
© биоэтика;
Глава 11. Теоретике-методологические основы клинической психологии ■ 317
© деонтологическая модель;
О модель Парацельса.
6. Какой принцип в клинической психологии может конкретизироваться как
этиология и патогенез психопатологических расстройств?
О принцип единства сознания и деятельности;
© принцип развития;
© принцип личностного подхода;
© принцип структурности.
7. Кто ввел в обращение термин «деонтология»?
О Декарт;
© Спиноза;
© Бентам;
Глава 12 НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
Основные понятия
Значение проблемы полноценного развития человека в контексте локализации психических функций определяется тем, что учение о системной организации деятельности мозга является основой решения важнейших вопросов педагогики, медицины и психологии. Сложность и многогранность этой проблемы требует, чтобы ее разработка проводилась во многих направлениях, синтезируя достижения всех смежных наук, учитывающих как конкретно-методическую, так и общетеоретическую специфику исследования психических явлений. Поэтому предметная сфера исследования связи материального органического субстрата и идеального психического содержит понятия, традиционно используемые в анатомии центральной нервной системы и физиологии высшей нервной деятельности, теории информации и теории систем, общей и экспериментальной психологии, психофизиологии и патологии анализаторных аппаратов, общей патопсихологии, специальной педагогике, философии и ряде других областей. С общетеоретической точки зрения отношение между мозгом как материальным источником психики и идеальными по содержанию психическими процессами может быть объяснено с помощью четырех категорий.
Категория функции. Психика является функцией, деятельностью мозга, направленной на поддержание непрерывного приспособительного процесса организма к внешней природной и физической среде, а человека как личности - к жизни в среде социальной, причем регуляторный и созидательный компоненты этой деятельности являются лишь фрагментами более общего процесса жизнеобеспечения. Морфофизиологическое единство мозга - это форма пространственно-временной организации системы, которая сама, имея генеральной функциональной целью адаптацию, является органическим элементом более общей системы - всего организма.
Глава 12. Нейропсихология ■ 319
объектами и явлениями внешнего или внутреннего «физиологического» мира, объективно обладающими определенными количественными и качественными характеристиками и их представлением в психике от конкретного образа до абстрактной идеи, проходит многоступенчатый процесс воспроизведения в материальных носителях (от периферического рецепторного аппарата до эволюционно и онтогенетически поздних слоев коры больших полушарий) особенностей взаимодействующих с организмом объектов в виде многократного перекодирования их информационных эквивалентов.
Категория информации. Все психические процессы информативны по своей природе, причем получение информации (афферентация) и ее обработка мозгом (от элементарного сенсорного эффекта до понятийного мышления с его прагматическим и аксиологическим аспектами) приводит к повышению упорядоченности психической деятельности, а двигательная и поведенческая активность, реализуемая через информационные эфферентные потоки, активно реорганизует среду или приспосабливает к ней организм. Психические процессы выполняют функцию управления, уменьшая энтро-пийность, а усвоение информации и ее канализация вовне через поведение сопровождаются многоступенчатыми преобразованиями. Эти процессы затрагивают как оперативную информацию, так и хранящуюся в долговременной памяти. Собственно человеческим и высшим аспектом информационных отношений является знаковое опосредование всей внешней среды, предполагающее наличие значения и ценности для индивида той или иной стимуляции, а также включение ее в смысловую канву опредмеченно-го поведения.
Категория информации в нейропсихологии имеет и еще один аспект. Она представляет собой определенную организацию состояний ее носителя - мозга, которая обеспечивает возможность регулировать функции органов системы (организма), в которой происходят информационные процессы.
Категория активности. Любой психический процесс своеобразно активен, что приводит к его явному или опосредованному воплощению в реальном действии, либо в поведенческом акте. Феноменологически - это то, что «оживляет» организм и может быть внешне или интроспективно наблюдаемо. Сама по себе эта психическая активность не существует без мозговой физиологической основы, берущей начало от общих обменных процессов. Их энергетический компонент, в свою очередь, идет из внешней среды, преобразуется и распределяется в собственно исполнительской части на потоки, обслуживающие соматические и психические функции организма.
Очевидно, что ни одна из вышеуказанных категорий отдельно, равно как и их механическая интеграция, не может связать психику с ее материальным носителем. Они являются различными сторонами диалектически многогран-
320 ■ Часть 3. Клиническая психология
ного, эволюционно меняющегося, но целостного процесса высших форм жизни в пространственно-временном континууме.
Нейропсихология - отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга. В нейропсихологии выделяют несколько относительно самостоятельных направлений, объединенных общими теоретическими представлениями, но отличающихся специфичностью методов и тактическими задачами.
Клиническая нейропсихология - является основным направлением, задача которого заключается в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга. Объектом исследования в ней является мозг больного или травмированного человека, а предметом исследования - причинно-следственные отношения между повреждением (опухолью, кровоизлиянием, травмой - их локализацией, объемом) и происшедшими изменениями со стороны психических процессов различных уровней. Для качественной оценки тех или иных психических потерь Лурия разработал комплекс методов клинического нейропсихо-логического обследования. Последние годы ознаменовались новым шагом в развитии теоретических и экспериментальных исследований по разработке и модификации методов топической диагностики очаговых поражений мозга (Вассерман).
Экспериментальная нейропсихология ставит своей задачей экспериментальное, в том числе аппаратурное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга, а также исследует распределение психических функций в их эволюционном контексте (на мозге животных). Нередко требуется прибегать к травматичным способам анализа связи между мозговой тканью и психическими функциями, а также проводить допустимые аналогии между изменениями, возникающими у экспериментального животного после выключения (разрушения) отдельных мозговых структур и предположительными изменениями у человека с подобной формой патологии. Кроме того, в экспериментальной нейропсихологии и нейрофизиологии используют метод непосредственного раздражения электротоком и бескровные методы - охлаждение, смазывание участков коры и мозга алюминиевой пастой и другими химическими препаратами, временно отключающими функционирование определенных зон.
Реабилитационная нейропсихология. Реабилитация вообще - комплекс мероприятий по восстановлению утраченных или ослабленных функций организма, возникших в результате заболевания, повреждения или функционального расстройства.
Реабилитационное направление в нейропсихологии занимается восстановлением утраченных высших психических функций, обучением и перестройкой нарушенных функциональных систем для выработки новых психологи-
Глава 12. Нейропсихология ■ 321
ческих средств, предполагающих нормальное функционирование человека в бытовой, профессиональной и общесоциальной сферах. Это направление включает обширный комплекс методов и приемов, с помощью которых, опираясь на принципы динамической организации высших психических функций, проводят целенаправленные воздействия на ослабленные или утраченные в результате болезни или травмы функциональные системы, через которые реализуются жизненно важные перцептивные, когнитивно-интеллектуальные, эмоциональные-мотивационые, двигательные и поведенческие механизмы.
Отвечая на требования практики о необходимости рассмотрения функции в наличном состоянии, в процессах ее развития и распада, реабилитационная нейропсихология накопила большой опыт восстановительной работы при последствиях черепно-мозговых травм, при различных расстройствах речи, в сфере дефектологии, занимающейся проблемами воспитания и обучения, а также коррекцией недостатков умственно отсталых детей и их социальным приспособлением. Существенную роль реабилитационные мероприятия играют и при врожденных или приобретенных дефектах зрения и слуха.
Спектр приемов, которыми пользуется реабилитационная нейропсихология, включает разнообразные системы воспитания, обучения и активации ослабленных психических или двигательных функций, тренировки на формирование или укрепление сенсорно-перцептивных аппаратов, внимания, моторики, разработку режимов игровой, учебной или трудовой деятельности, подбор стимульного материала, разработку способов психологической диагностики и контроль за эффективностью восстановления функции или компенсации дефекта, возникшего в связи с мозговыми расстройствами.
Психофизиологическая нейропсихология - отвечает за исследование психических процессов с помощью объективных методов, использующих для анализа физиологические показатели. Это механограмма, миограмма, плетиз-мограмма, электроэнцефалография (ЭЭГ), позволяющая в результате современной компьютерной обработки получать представления о ее «карте».
Помимо традиционных, в клинических условиях используются такие уточняющие локализацию поражения методы, как магнитно-резонансная томография, позитронно-эмиссионная томография и др. К числу специальных приемов относятся метод вызванных естественной стимуляцией потенциалов и стереотаксические эксперименты с прицельным погружением тончайших электродов в отдельные нейроны. В клинике это позволяет с помощью вводимых радиоактивных веществ уничтожать патологические очаги в глубине мозга или функционально «переучивать» группы нейронов.
Четких границ между указанными направлениями не существует, а новый методический арсенал и теоретические выводы, рожденные в рамках одного из них, становятся достоянием других.